Красивоцветущие. Плодово-ягодные. Декоративно-лиственные

Данное пособие представляет собой печатный раздаточный материал по основным правилам орфографии и пунктуации , содержащий наряду с практическими заданиями, контрольными упражнениями и систематизированные теоретические сведения, а также перечень словарных слов, используемых в тестах.

Структура документа предполагает гибкую систему корректировки предложенного материала с возможностью изменения, дополнения, удаления; комплектацию многовариантного (в зависимости от условий проведения) пакета карточек; печать сформированного пакета.

Предложенный курс включает 40 тем и рассчитан на 68 часов. Для удобства использования и экономии бумаги предполагается, что две страницы будут распечатаны на одном листе формата А4.

Ориентированное на комплексное повторение изученного в V-IX классах, предлагаемое пособие помогает закрепить, систематизировать и обобщить полученные знания. Схематично изложенные правила, упражнения, включённые в программу курса, можно использовать для формирования разноуровневых карточек, слайдов и другого раздаточного и демонстрационного материала как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Темы и упражнения, сгруппированные на двусторонних листах, удобны и при индивидуальных занятиях.

Современные учебники русского языка для старших классов не всегда включают в себя перечень словарных слов, которые в изобилии используются в ЕГЭ, поэтому в начале года предлагаю каждому ученику список слов (систематически обновляю), из которых впоследствии формирую словарные диктанты.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебное пособие по русскому языку для учащихся старших классов и поступающих в вузы "Работа с текстом на уроках русского языка".

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА» (040401)

Предлагаемое учебное пособие предназначено для студентов колледжа, обучающихся по специальности «Социальная работа» и изучающих английский язык и направлено на выработку умений и навыков практич...

Задания по орфографии для 9-11 классов

1. Двойные согласные

Около ак..уратно стрижен..ого мож..евелового куста опираясь на колон..у распол..жилась директрис..а картин..ой гал..ереи автор дис..ертации по искусству импрес..ионизма. Слушая жуж..ание пчел она изучала эф..ектную программ..ку новой эксп..зиции и я я..ствен..о предст..вляла себе натюрморты с изображением из..скан..ых я..ств, груп..овые п..ртреты эпохи Ренес..анса и полотна с ал..егорическими сюжетами. Поприветствовав свою кол..гу профес..ора – искусствоведа директрис..а уверен..о проше..ствовала по ал..ее направляясь на дис..кус..ию посвящен..ую живописи гол..андского барок..о.

2. Употребление Ъ и Ь

А)Теплой июн..ской ноч..ю когда поверхность крыши бл..стела от лун..ого света генерал..ша старшая доч.. протод..якона пр..слушиваясь к соловьин..ому пению листала непод..емный двух..язычный словарь чтобы об..яснить значения слов ад..ективация, контр..агент и суб..ект.

Б)Генерал..ша об..жала грил..яж и бул..он из шампин..онов. По понедельникам она предпоч..тала сеч.. крепос..ных мужич..ков а по суб..отам отчаян..о бранила молодеж...

В) В доме стояла необ..яснимая тиш.. лиш.. под окнами были слышны шаги юн..ого ад..ютанта страс..ного поклон..ика генерал..ши.

3. Н и НН в словах различных частей речи

А)Утомлен..ый путешествен..ик сосредоточен..о осматривал окрес..ности отряхивая пыль с рван..ых башмаков. Восх..щен..ый увиден..ым он слушал комарин..ый гул глядя в серебрян..ый б..нокль инкрустирован..ый драгоцен..ыми каменьями. Его глазам открывалась во..истину невидан..ая картина не..коше..ые луга сияли девствен..ой красотой не..пуга..ые журавлин..ые стаи торжествен..о ше..ствовали срывая листья с лимон..ых деревьев посеребрен..ые облака отражались в стеклян..ой глади реки. На песчан..ой отмели путешествен..ик от..скал бесцен..ые берестян..ые грамоты. Писан..ые несколько веков назад они были сохран..ы и не..испорчен..ы. Несказан..о обнародован..ый путешествен..ик упоен..о пр..танцовывал на берегу. Тихим безветрен..ым вечером он возвращался в запущен..ую гостин..ицу прижимая к сердцу неожидан..ую находку.

Б)В честь именин Мариан..ы стол накрыт вязан..ой скатертью из..скан..ой и ч..порной. В вазы поставлен..ы цветы подарен..ые гостями по стенам развеш..н..ы воздушные шары. На стол водружен..ы серебрян..ые блюда по углам поставлен..ы позолочен..ые подсвечники.

В) Копчен..ые колбасы плавлен..ый сыр салаты из краснокочан..ой капусты варен..ых овощей и мелко резан..ых фруктов эф..ектно смотрятся в стеклян..ой посуде. На кухне ждут своего часа жарен..ые котлеты тушен..ые в соусе тефтели масл..н..ые блины с икрян..ой начинкой. А в холодильнике прячется невидан..ый десерт особен..ое морожен..ое которое изготовлен..о по старин..ому рецепту лимон..ый торт украшен..ый консервирован..ыми фруктами. (В) след за взволнован..ой именин..ицей желан..ые и долгождан..ые гости рассаживаются вокруг стола.

4. Приставки ПРЕ и ПРИ

А)Пр..бывая на отдыхе пр..зидент пр..успевающей к..мпании пр..верженец новых взглядов и пр..восходный ком..ерсант пр..давался воспоминаниям о пр..красных днях проведен..ых в Пр..карпатье.

Б) Пр..одолев множество пр..град он наконец смог пр..творить в жизнь свою мечту пр..был в этот южный город и сразу (же) пр..ступил к осмотру мес..ных достопр..мечательностей пр..ч..дливых построек пр..зентабельных отелей и пр..стижных магазинов.

В) На пр..морском бульваре он пр..сел на скамье возле пр..пиравшихся с пр..старелым гидом туристов и пр..глушив звук включил радиопр..емник. Туристы пр..кратили пр..глупый спор пр..щурили глаза и пр..возмогая усталость пр..ступили к поискам пр..станища.

5. Сложные слова

А)(Не) далеко от (водо) (грязе) лечебницы и магазина (аудио) и (видео) техники появился (снежно) белый (трех) этажный выставочный павильон из (железо) бетона и (голубовато) белого стекла. Пройдя по (огнен..о) красной ковровой дорожке мы попадаем в (чрезвычайно) парадный (конференц) зал где только что началась (пресс..) конференция и (седо) волосый (вице) губернатор докладывает об охране (лесо) насаждений и строительстве (водо) очистных сооружений на (северо) западе нашей области.

Б)На втором этаже в хол..е украшен..ом (бело) снежными гардинами распол..жилась (выставка) продажа продовольствен..ых товаров (хлебо) булочных и (мясо) молочных изделий. Выпив (крем) соды отправляемся на третий этаж в (книжно) журнальный отдел что (бы) ознакомиться с (учебно) методическими и (литературо) ведческими изданиями полистать редкие книги на (древне) (церковно) славянском языке.

В) Посетив (чудо) выставку мы (радостно) – возбужден..ые отправляемся вдоль (ярко) освещен..ой магистрали к ближайшей железно (дорожной) станции где нас уже ожидает (ярко) голубой (электро) поезд.

6. Наречия и наречные сочетания

А)(В) середине сентября ясная погода установилась (на) долго и мы с ребятами (по) многу гуляли в лесу который находится (не) (по) – далеку. Нам (во) (что) (бы) (то) (н..) стало хотелось насладиться последним теплом и мы отправлялись в лес (по) одиночке (по) двое или (по) трое.

Б) Как (то) раз мои друзья (в) троем несколько часов (к) ряду (без) толку искали грибы. Казалось день прошел (в) пустую однако возвращаться ни (с) чем не хотелось. И вот (в) далеке показалась небольшая (на) вид поляна (в) середине которой возвышался (на) редкость корявый пень сплош.. усыпан..ый грибами. Это был сон (на) яву! Ребята (в) миг повеселели и (на) перегонки бросились к заветному пню. (С) начала рвали грибы (без) разбора и (в) перемешку бросали в корзину но (в) скоре заметили что вся поляна усеян..а лисичками и груздями.

В) В тот день друзья (до) упаду собирали (до) отказа набив корзины а (за) одно и карманы выл..жили (с) верху (на) показ самые красивые лисички и пошли (на) зад (без) удержно хохоча и (ис) (под) тишка подтрунивая друг над другом. Вечером все (до) – сыта наелись жарен..ых грибов а то что не с..ели оставили (на) утро.

7. Частицы НЕ и НИ

А)(Н..) смотря на (н..) прилично долгий звонок (н..) кто (н..) подходил к двери однако (н..) кто звонил (н..) прекращая. Наконец мама (н..) спеша отставила (н..) доварен..ый суп и (н..) торопливо но уверен..о пошла отп..рать. У двери стоял (н..) кто иной как (н..) давний знакомый отца профес..ор Нечипорук. Гость (по) обыкновению был (н..) ловок и (н..) уклюж. (Н..) чуть (н..) смущаясь (н..) чищен..ых ботинок он прошел по (н..) вероятно чистому паркету прихожей при этом (н..) умолкая (н..) на секунду.

Б)(Н..) ждан..о – (н..) гадан..о разразился (н..) предсказан..ый синоптиками ливень а я как (на) зло (н..) захватил зонта! Так промок что (н..) рад был (н..) свежему воздуху (н..) радуге!

В)Мама отнюдь (н..) радостно посмотрела на пол и (н..) весело усмехнулась приглашая (н..) званого гостя в кабинет.

Упражнение 1

Составьте схему «Принципы русской орфографии». Приведите соответствующие примеры, отражающие отличия данных принципов.

Упражнение 2

Расставьте ударение в словах и объясните правописание безударных гласных, подбирая родственные слова с ударными гласными.

Бичевать, благоволение, вдалеке, выздороветь, допоздна, дряхлеть, единичный, заколоть, закалить, запевала, истрепать, изломать, княжение, лекторий, лепнина, минер, наварить, наковальня, нагородить, заливать, китовый, смягчение, притеснять, старожил, осторожный, удивляться, ободрённый, одеревенелый, удалиться, уплотнить, заплатить, щедрота.

Упражнение 3

Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните написание слов с пропущенными буквами.

1. Море после шторма все еще дышало хол...дом и не давало солнцу нак...лить воздух. Когда же на солнце наплывало толстое обл...чко, в...терок усиливался. Тр...пинка сначала п...тляла среди невысоких х...лмов, затем прямо и сильно т...нула вверх, сквозь густой, п...хучий ореховый лес (Наг.).

2. В природе звери, птицы, насекомые разделяются на дн...вных и н...чных. Неужели же люди, в которых собр...на вся природа, за сравнительно к...роткое время своего существования на з...мле сгладили в себе это к...ренное отличие? (Пришв.).

3. Михаил выт...нул губы и попробовал подр...жать соловью (Алекс.).

4. Музыка, которую я слышал в детстве, перел...милась во мне, закам...нела, а те ее взлеты к небу, к зв...зде, от которых я плакал когда-то, раств...рились в сердце (Аст.).

5. В полночь над гор...дом прок...тился т...желый гул. Ветер вл...тел в окно, вздул зан...вески и снова умчался (Пауст.).

6. Щука м...тнулась, рыбак св...лился в л...дяную воду, но не выпустил из рук остроги, скрылся под в...дой, вынырнул возле льда, выл...з и вытянул усм...ренную щуку (Пришв.).

Упражнение 4

Распределите глаголы по двум столбикам в зависимости от гласной в их окончании. Определите спряжение глаголов.

(Не)облачаясь, (не)подчиняясь, (не)отрекаясь, (не)уклюжими, (не)ра…деляешь, (не)весомо, (не)одолимая, (не)много, (не)терпимость, (не)обходим.

Упражнение 5

Распределите слова с не по двум столбикам в зависимости от их написания.
Вид..шь, разделяя…шь, расспрашива…шь, наход…т, дыш…тся, уход…шь, соединя…т, уважа…т, встрет…мся, озаря…т, вспомина…т.

Тест по теме "Принципы русской орфографии"

1. В каком слове пишется буква и ?

1) Пр_зидиум;
2) пр_вилегия;
3) пр_пятствие;
4) пр_кратить;
5) пр_дварительный.

2. Какие слова пишутся с удвоенной согласной?

1) Драм_тический;
2) пьес_а;
3) ви_жать;
4) со_женная;
5) ра_считать.

3. Найдите слова с чередующимися гласными в корне.

1) Горластый;
2) примирение;
3) наклониться;
4) косматый;
5) непромокаемый.

4. Найдите слова с чередующимися гласными в корне.

1) Стеллаж;
2) растаять;
3) растирание;
4) замирать;
5) отрасль.

5. В каких словах пишется ь после шипящих?

1) Настеж_;
2) горяч_;
3) отреж_те;
4) дрож_;
5) развлекаеш_ся.

6. В каких словах пропущена безударная гласная о ?


7. В каких словах пишется одна буква л ?

1) Инте_игенция;
2) апе_яция;
3) ди_етант;
4) компи_яция;
5) ка_играфия.

8. Какие слова написаны ошибочно?

1) Аккомпанемент;
2) абонемент;
3) антоганизм;
3) драматургия;
5) кавалерия.


9. В каких словах пишется буква ё ?

1) Ш_пот;
2) ш_рох;
3) чащ_ба;
4) ж_кей;
5) ж_лоб.

10. Найдите слова – исключения из правила «Написание буквы и ы после ц ».

1) Лучшие образц_;
2) ц_таты из произведений классиков;
3) отряд Тряпиц_на;
4) шли на ц_почках;
5) операц_онный день.

11. В каких словах буква ь не указывает на мягкость предшествующего согласного?

1) Горечь разлук;
2) настойчивая просьба;
3) возьму у помощника;
4) посеем рожь;
5) поднялись на крыльцо.

12. Выберите случаи слитного написания.

1) Пройти (пол)света;
2) объехать (пол)Москвы;
3) купить (пол)ящика;
4) исписать (пол)листа;
5) прочесть (пол)романа.


13. Выберите слова с дефисным написанием.

1) (Одно)актный балет;
2) (литературно)музыкальная композиция;
3) (голово)кружительная карьера;
4) (голубо)глазый малыш;
5) (светло)серый костюм.

14. В каких словах пишется удвоенная буква с на стыке морфем?

1) Арзама_кий;
2) бе_четный;
3) ра_чет;
4) ра_мотреть;
5) вознё_я.

15. В каких словах следует писать одну букву н ?

1) Жже_ый;
2) тяжело ране_ый;
3) поджаре_ый;
4) кова_ый;
5) подержа_ый.

16. В каких словах следует писать нн ?

1) Ране_ый;
2) стекля_ый;
3) лома_ый;
4) лебеди_ый;
5) карма_ый.

17. В каких словах окончание ?

1) Репортаж об открыти_;
2) дискуссия об искусств_;
3) к будущей недел_;
4) письмо Лиди_;
5) исходить из обстановк_.

18. В окончаниях каких существительных пишется е ?

Присутствовать 1) на митинг_;
2) на лекци_;
3) на новосель_;
4) на концерт_;
5) на заседани_.


19. Укажите глаголы, в личных окончаниях которых при изменении по лицам вы будете писать букву и .

1) Измерять глубину;
2) измерить шестом;
3) одолеть препятствие;
4) полностью зависеть;
5) придержать дыхание;

20. Найдите слова, пишущиеся слитно.

1) Действовать (на)удачу;
2) (во)время экскурсии;
3) (в)глубь веков;
4) (на)веки вечные;
5) (на)силу нашел.

21. Укажите предложения, в которых глаголы пишутся с ь .

1) Чтоб стать мужчиной, надо им родит_ся.
2) Если друга верного найти, коротки становят_ся пути.
3) Свет остает_ся светом, хотя слепой и не видит его.
4) С добром надо спешить, а то оно может остат_ся без адресата.
5) Нам придет_ся поторопиться.

22. Какие из числительных пишутся с ь в середине?

1) Пят(?)надцат(?);
2) шест(?)десят(?);
3) сем(?)сот(?);
4) восем(?)надцат(?);
5) восем(?)десят(?).

23. Какие из предложенных слов пишутся в одно слово?

1) (Семью)(стами)(двадцатью);
2) (восьми)(десяти)(пяти);
3) (двадцати)(трех)(летний);
4) (сто)(тысячный);
5) (тридцати)(трем).

Это одна из тем учебно- методического пособия «Готовимся к экзамену по русскому языку. ОРФОГРАФИЯ». Тема «Правописание гласных» содержит теоретический и практический материал, способствующий осмысленному усвоению учебного материала в максимально короткий срок, позволяющий совершенствовать орфографическую грамотность учащихся, самостоятельно подготовиться к экзамену по русскому языку. Теоретический материал закрепляется разнообразными практическими заданиями, в том числе контрольными тестовыми заданиями. Для контроля результативности усвоения учебного материала в конце темы предлагаются тексты повышенной трудности.

Составитель: учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, Отличник народного просвещения Подстреха Нила Михайловна.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Это одна из тем учебно- методического пособия «Готовимся к экзамену по русскому языку. ОРФОГРАФИЯ». Тема «Правописание приставок» содержит теоретический и практический материал, способствующий осмысленному усвоению учебного материала в максимально короткий срок, позволяющий совершенствовать орфографическую грамотность учащихся, самостоятельно подготовиться к экзамену по русскому языку. Теоретический материал закрепляется разнообразными практическими заданиями, в том числе контрольными тестовыми заданиями. Для контроля результативности усвоения учебного материала в конце темы предлагаются тексты повышенной трудности.

Составитель: учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, Отличник народного просвещения Подстреха Нила Михайловна.

Краснодарский край, ст.Ленинградская, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 им. З.Я. Лавровского станицы Ленинградской муниципального образования Ленинградский район

ОРФОГРАФИЯ

Теоретический материал

Для проверки безударной гласной в корне необходимо подобрать однокоренное, родственное по значению, слово, в котором гласный стоит в сильной позиции (ударной), например:

Посв е тить фонарем – св е т;

Посв я тить жизнь науке – св я то

ВНИМАНИЕ!

В некоторых корнях происходит чередование гласных, которые проверять «ударением» нельзя.

Глаголы совершенного вида нельзя проверять глаголом несовершенного вида: «оп о здать» нельзя проверить словом «оп а здывать», а надо «п о здно», «п о здний».

В словах старославянского происхождения с безударными неполногласными сочетаниями ра, ла (в русских корнях им соответствуют полногласные сочетания оро, оло) в корне пишется а: бразды (бороздка), облако (оболочка).

Спишите, вставляя пропущенные буквы, объясняя паписание слов:

Задр…жать-др…жь ум…лять-м…лит

Зар…жать-зар…за ум…лять-делать м…лым

Раздр…жать-др…знит оз…мь-з…мний

Зап…вать-зап…ть оз..мь- о з…млю

Зап…вать-запить сп…ши-сп…шка

…ведение к концу-прив…дший сп…ши-сп…шут

Пр…ведение в замке-в…деть скр…пя зубами-скр…п

Разв…вается флаг-в…ять скр…пя сердце-кр…пкий

Разв…вается ребенок-разв…тие р…скошный-р…скошь

Пок…яние-к…яться.

Корни с чередующимися гласными.

Морфологическая группа корней (правописание гласной зависит от суффикса –а-)

Корни

Примеры

Исключения

Б е р- / -б и р- (а)

П е р- / -п и р- (а)

Д е р- / -д и р- (а)

Т е р- / -т и р- (а)

М е р- / -м и р- (а)

Ж е г- / -ж и г- (а)

Ч е т- / -ч и т- (а)

Ст е л- / -ст и л- (а)

Бл е ст- /-бл и ст(а)

Л о ж- / -л а г- (а)

Ск о ч- / -ск а к- (а)

Соб е ру – соб и рать

Зап е реть – зап и рать

Выд е рнуть – выд и рать

Выт е реть – выт и рать

Зам е реть – зам и рать

Выж е г – выж и гать

Выч е т – выч и тать

Расст е лить – расст и лать

Бл е стеть – бл и стать

Изл о жение – изл а гать

Выск о чить - скак а ть

Соч е тать, соч е тание

Ск а чок, ск а чу

Фонетическая группа корней (правописание гласной зависит от ударения).

Корни

Правила

Примеры

1) -тв а р- / -тв о р-

Кл а н- / -кл о н-

Г а р- / -г о р-

2) -з а р- / -з о р- (а)

Без ударения –о-

Исключение

Без ударения пишется –а-

Под ударением, как слышится

Исключение:

Тв о рение

Накл о ниться

Г о рение

Приг а рь, утв а рь

З а рницы

З о ри, з а рево

З о ревать, з о рянка

Лексическая группа корней (правописание корней зависит от значения слова)

Корни

Их значение

Примеры

Исключения

1) -м а к-

М о к-

2) -р а вн-

Р о вн-

3) –плов-

Плыв-

Плав-

«погружать в жидкость»

«впитывать жидкость»

«одинаковый, равный»

«гладкий, ровный»

Только в словах

Только в слове

Во всех остальных словах

Обм а кнуть кисть

Ботинки пром о кают

Ур а внение

Выр о внять дорогу

Пл о вец, пл о вчиха

Пл ы вун

Попл а вок, пл а вник

Ур о вень

Р а внина, р а вняйсь, р а вняйтесь, р а внение (в строю)

Запомнить: пор о вну, р о весник

В корне -раст-, -ращ-, -рос- правописание гласной зависит от

сочетания согласных в самом корне:

Раст-: вырастить,

Ращ-:выращенный,

Рос-:выросли,

Исключение: росток, ростовщик, Ростислав, Ростов, отрасль

Существует немало слов, гласные в корнях которых нельзя проверить ударением. Написание их определяется по словарю. Правописание наиболее употребительных слов следует запомнить: панорама, периферия, наваждение, возражать, дирижер, катастрофа, корзина, эксперимент, палисадник и др.

Необходимо различать:

Кампания (мероприятие, война) - компания (группа людей);

Дефицит-дефицитный, дефект-дефективный;

Магнитофон, магнетизм, обаяние-обоняние;

Бокал-бакалея

К-рнавал, б-тон, б-чевка, б-дон, бадм-нтон, эл-ксир, эст-када, утр-мбовать, сп-ртакиада, абон-мент, д-зертир, адв-кат, взбуд-ражить, к-нонада, д-кламация, к-мпоновка, в-тчина, д-зентерия, к-лач, ант-гонизм, м-нумент, щеп-тильный, дил-тант, к-варный, пров-кация, в-трушка, в-стибюль, прив-легия, в-негрет, дир-ктива, г-рнизон, ав-нтюрист, м-ридиан, п-лисадник, аккомп-немент, в-лидол, к-морка, в-нтиляция, пер-ферия, декл-рация, инт-лл-генция, к-нфорка, п-скарь, к-равай, ст-пендия, пиг-лица, к-бура, деф-цит, м-ланхолия, к-рдинальный, серт-фикат, к-лорийный, обв-рожить, пр-винция, д-магог, арт-ллерия, р-гламент, апл-дисменты, б-йкот, в-кансия, аф-ризм, доск-нально, бахр-ма, д-визион, к-рифей, ап-ртаменты, вет-ринар, д-скриминация, ан-малия, г-ризонт, ижд-венец, к-рпорация, к-рниз, д-крет, г-бариты.

Вставьте пропущенные буквы, проверьте себя по словарю.

К-нтингент, л-квидация, рез-люция, реф-рат, хам-леон, мет-орит, реаб-литация, агр-гат, л-нолеум, -блигация, м-тивировать, предвыборная к-мпания, мец-нат, н-стальгия, экстр-вагантный, песс-мист, об-яние, прим-тивный, р-спектабельный, пр-токол, предв-рительный, опт-мист, пан-рама, р-цензия, об-лиск, п-циент, оранж-рея, пар-докс, пар-пет, об-няние, рест-врировать, п-литра, подстр-кать, р-ликвия, сув-ренитет, пр-амбула, трен-ровка, ш-ренга, к-варный, кат-гория, эксп-римент, траф-рет, диап-зон, ан-нимный, крим-нальный, ор-гинальный, ан-мальный, взбал-мутить, эп-демия, пр-винциальный, цив-лизация, дел-гат, эксп-диция, д-настия, персп-ктива, м-ланхолия, фр-гат, п-ролон, нав-гация, эксп-нат, компр-мат, к-тастрофа, в-ртуозный, к-мпетенция, пом-рещиться, корп-рация, дост-верный, комбин-зон.

Подберите проверочные слова, вставьте пропущенные буквы.

М…рщинистый, укр…титель, ст…рожил города, ув…жжение, вообр…жжение, ум…лчать, упл…тить, просв…щение, раст…лковать, ум…лять о помощи, зап…вала в хоре, обст…ятельство, обн…вленный, возр…ждение, насл…ждаться, к…лючий, пор…девший, раздв…гать, землетр…сение, сост…влять план, переест…новка, объед…ниться, увл…кательная история, раск…лить печь, оп…лчение, упл…тнить, см…гчение, препод…ватель, оч…рование, об…жать младшего, разв…вается флаг, посв…тить стихи, пренебр…жительный, впеч…тление, пок…яние, соед…нительный, р…скошный, погл…щать, б…чевать баржу, скр…петь дверью, благосл…влять, обусл…вливать, уполном…чивать, ув…дать от жары, пол…скать белье, разр…дить посевы, б…чевать пороки, скр…пить печатью, страшное прив…дение, ум…лять значение, нав…вать скуку, разр…дить ружье, ув…дать друга, ум…лять о помощи, нав…вать проволку.

В каких рядах во всех словах пропущена безударная гласная, проверяемая ударением?

  1. Пом…гать, д…кумент, безотл…гательный;
  2. Изл…жение, д…рижировать, д…лекая;
  3. В…новатый, пов…р, вбл…зи;
  4. Акв…рельный, з…ря, ук…ротить;
  5. Нагр…вать, стр…мление, соч…тающий;
  6. Под…рить, хв…стун, просл…вляя;
  7. Переб…решь, коварный, ст…рона;
  8. Обаяние, прик…снуться, л…скающий;
  9. Соб…рутся, заг…релый, к…ммерсант;
  10. Пер…од, к…пошиться, предв…рительный;
  11. С…туация, ср…жаться, б…седующий;
  12. См…гчение, увл…кательный, упр…стить;
  13. Ст…рательно, оз…ренный, кв…танция;
  14. Эп…демия, пласт…линовый, пре…бразовать;
  15. Пре…бладать, п…чать, тор…пясь;
  16. Осл…жненный, м…лькает, м…тодика;
  17. Выцв…сти, л…тучий, ож…гание;
  18. В…ршина, подд…ржать, сож…лея;
  19. Нар…стание, загр…мождать, обн…женный;
  20. Дел…гат, перег…реть, об…зательный.

Спишите, вставляя пропущенные буквы, подберите проверочные слова.

Прим-рять соперников, зап-х, прим-рять платье, прор-дить всходы, ударился оз-мь, скр-пить подписью, созревает оз-мь, выт-снить из вагона, осн-щение, зав-зать бант, р-птать на судьбу, пос-деть на скамейке, в-пиющий произвол, ст-рожка лесника, препод-ватель, ост-новка, разд-вать, осв-тить храм, хорошее осв-щение, объед-нение, снежная л-вина, поставить подп-сь, об-татель, исп-сать страницу, земля об-тованная, м-ловые глыбы, м-ловидный юноша, т-снение на коже, ст-рожил деревни, ос-нила внезапная догадка.

Спишите, исправляя допущенные ошибки.

Блестать красотой, начинать работу, хрестоматия, изберательная кампания, расстилить, замереть от счастья, увиртюра, обояние, шевелюра, воссидать, иждивенец, новый бирет, акворель, заравнять канаву, сочетать, плавец, озорение, произростать, прикоснуться, погорелец, запивать лекарство, промакашка, дражать от холода, седенье, разрядить посевы, претензия, поросло мхом, метеорит.

Контрольные задания

1.Укажите верный, на ваш взгляд, вариант ответа.

1.Все гласные в корне проверяются ударением

да

нет

2.Чередующиеся гласные можно проверить ударением.

да

нет

3.Глаголы с суффиксом ыва – ива можно использовать в качестве проверочных слов

да

нет

4.В словосочетании избирательная кампания допущена орфографическая ошибка.

да

нет

5.Правописание корней с чередованием е//и определяется наличием или отсутствием суффикса –а-

да

нет

6.Написание гласных в корнях крап – кроп, равн – ровн зависит от суффикса –а-

да

нет

7.Слова отрасль, ростовщик являются исключением

да

нет

8.Выбор гласной в словах проск а чу и проск о чу зависит от неопределенной формы этих глаголов.

да

нет

9.Правописание корней гар – гор, зар – зор подчиняется одному и тому же правилу.

да

нет

10.Гласные в корнях слов измерять, умирать, примирить проверяется по одному и тому же принципу.

да

нет

Тест№

Непроверяемые безударные гласные

1)м…гистр 4)б…калавр

2)п…ркет 5)ф…нарь

3)б…тальон

Б. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква А.

1)к…бачок 4)гастр…ном

2)б…лагур 5)проп…ганда

3)б…клажан

В. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква А.

1)к…блук 4)ярм…рка

2)п…лисадник 5)к…лчан

3)п…ликлиника

Г. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква А.

1)п…лигон 4)нав…ждение

2)к…рниз 5)адв…кат

3)к…вычки

Д. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква А.

1)т…бак 4)об…яние

2)в…кзал 5)об…няние

3)к…рзина

1)ман…фест 4)п…скарь

2)мач…ха 5)экзам…натор

3)сн…гирь

Ж. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква Е.

1)м…ценат 4)хр…стоматия

2)ижд…венец 5)л…леять

3)ст…пендия

З. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква Е.

1)н…гилизм 4)т…ррариум

2)д…фирамб 5)кор…дор

3)эксп…диция

И. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква Е.

1)инт…ллигент 4)б…нокль

2)ман…пуляция 5)б…тон

3)прив…легия

Необходимо различать:

Крап-кроп

(Слова с корнем крап имеют значение меченый, в крапинку (крапленые карты, мрамор с вкраплениями). Корень кроп имеет несколько значений: слегка обрызгать, падать мелкими каплями (окропить святой водой, дождь кропит целый день); старательно, вникая в мелочи (кропотливая работа, накропать роман).

Сед-сид

Буква е пишется в словах седло, приседать и образованных от них (можно проверить седла, присесть). Буква и пишется в слове сидеть и в словах, образованных от него (можно проверить: сидя)

ОРФОГАФИЯ

Тест №1

Проверяемые безударные гласные

А. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква А.

1)др…жать 4)к…роткий

2)усл…ждать 5)огр…дить

3)осл…жнять

Б. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква А.

1)нас…рить 4)под…рить

2)пол…скать дитя 5)зас…рить

3)пол…скать белье

В. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква А.

1)просл…влять 4)бр…нить

2)разд…вать 5)охр…нять

3)ур…нить

Г. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква Е.

1)осв…щение 4)разв…вать волю

2)оп…кунство 5)в…трило

3)в…нтовая лестница

Д. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква Е.

1)поб…режье 4)зас…дание

2)стар…ки 5)уб…гать

3)ст…хать

Е. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква Е.

1)подб…вать 4)м…тодика

2)об…жать ребенка 5)изр…дка

3)об…жать вокруг дома

1)пом…рить 4)нав…вать тоску

2)зав…вать волосы 5)об…вать кожей

3)разв…ваться на ветру

З. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква И.

1)отл…чать 4)щ…пать лучину для

2)зав…щание самовара

3)больно щ…пать 5)обл…зать губы

И. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква И.

1)скр…петь 4)сл…пой

2)сл…паться 5)зап…вать песню

3)зап…вать водой

Тест №2

Чередование гласных в корнях слов

А. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква Е.

1)ст…рать 4)ум…рать

2)обд…рать 5)ум…реть

3)зап…рать

Б. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква Е.

1)отп…рать 4)заб…рать

2)отб…рать 5)зап…реть

3)отм…рать

В. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква Е.

1)расст…лать 4)бл…стеть

2)расст…лить 5)бл…стать

3)отп…реть

Г. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква А.

1)прик…снуться 4)заг…рать

2)пл…вец 5)р…стение

3)обр…стать

Д. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква А.

1)р…весник 4)прик…сновение

2)з…рница 5)пром…кашка

3)к…сательная

Е. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква А.

1)прил…гательное 4)прил…жение

2)р…стовщик 5)ур…внение

3)утв…рь

1)предл…жить 4)пл…вчиха

2)накл…ниться 5)ур…вень

3)р…внина

З. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква О.

1)отв…рить дверь 4)отр…сль

2)вск…чить 5)р…сток

3)ск…кать

И. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква О.

1)попл…вок 4)обм…кнуть

2)жук-пл…вунец 5)изл…жение

3)вым…кнуть

Тест №3

Непроверяемые безударные гласные

А. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква А.

1)м…гистр 4)б…калавр

2)п…ркет 5)ф…нарь

3)б…тальон

Б. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква А.

1)к…бачок 4)гастр…ном

2)б…лагур 5)проп…ганда

3)б…клажан

В. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква А.

1)к…блук 4)ярм…рка

2)п…лисадник 5)к…лчан

3)п…ликлиника

Г. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква А.

1)п…лигон 4)нав…ждение

2)к…рниз 5)адв…кат

3)к…вычки

Д. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква А.

1)т…бак 4)об…яние

2)в…кзал 5)об…няние

3)к…рзина

Е. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква Е.

1)манн…фест 4)п…скарь

2)мач…ха 5)экзам…натор

3)сн…гирь

Ж. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква Е.

1)м…ценат 4)хр…стоматия

2)ижд…венец 5)л…леять

3)ст…пендия

З. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква Е.

1)н…гилизм 4)т…ррариум

2)д…фирамб 5)кор…дор

3)эксп…диция

И. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква Е.

1)инт…ллигент 4)б…нокль

2)ман…пуляция 5)б…тон

3)прив…легия




Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Красивоцветущие. Плодово-ягодные. Декоративно-лиственные