Красивоцветущие. Плодово-ягодные. Декоративно-лиственные

Тема урока: Сложноподчиненное предложение.

Цели урока: образовательные

дать понятия о сложноподчиненных предложениях; понятия о главном предложении и придаточной части СПП; закрепить организацию деятельности учащихся по обобщению знаний и способов деятельности;

развивающие

развитие аналитических умений и самостоятельной деятельности учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление;

воспитательные

осуществить в учащихся нравственных и общечеловеческих ценностей, последовательность в работе, аккуратность в письме, взаимопроверка в работе;

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности

Оборудование: таблицы, схемы, карточки

Ход урока

І. Организационный момент.

а/ поздороваться с учениками;

б/ проверить посещаемость учащихся;

в/ проверить готовность класса к уроку /учебные принадлежности /

ІІ. Проверка домашнего задания

Упр. 34

Было ещё свежо после полуночи, а в тумане светило раннее солнце. Роса капала с деревьев в реку, и по тёмной воде расплывались медленные круги. Была весна, и над рекой плыли разноцветные облака.

ІІІ. Актуализация опорных знаний

Расскажите о сложных предложениях;

Основные виды сложных предложений;

Знаки препинания в сложных предложениях;

Виды ССП;

Два основных способа, с помощью которых простые предложения соединяются в сложное.

Союз И

Союз если

Союзное слово который

1.Тихо ночь ложится на вершины гор, и луна глядится в зеркала озёр.

2.Нужное слово, если оно вовремя сказано, всегда дорогу к сердцу найдёт.

3.Ум – одежда, которая никогда не износится.

1.Были листья, стали почки, почки стали вновь листвой.

2.Кругом царит полумрак, вода совершенно неподвижна.

3.Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя.

Основные виды сложных предложений

І V . Новая тема .

Сложноподчинённое предложение состоит из двух неравноправных по смыслу простых предложений, которые связаны подчинительными союзами.

Сложноподчинённое предложение состоит из главного и придаточного предложений, связанных подчинительной связью.

Придаточное предложение подчинено главному по смыслу и строению и выражает эту зависимость при помощи подчинительных союзов и союзных слов.

Придаточное предложение поясняет одно слово в главном предложении или всё главное предложение.

Придаточные предложения присоединяются к главному (или другому придаточному) с помощью подчинительных союзов (простых и составных) или союзных слов.

Что

Чтобы

Ибо

Когда

Пока

Как

Будто

Если

Хотя

Потому что

Оттого что

Так как

Как будто

С тех пор как

Несмотря на то, что

Для того чтобы

Который

Какой

Кто

Что

Как

Где

Куда

Откуда

Когда

Подчинительные союзы не являются членами придаточного предложения, а служат только для присоединения придаточных к главному: Горько думать, что пройдёт жизнь без горя и без счастья, в суете дневных забот.

Союзные слова не только прикрепляют придаточные предложения к главному, но и являются членами придаточных предложений и отвечают на какой-либо вопрос: Она не сводит глаз с дороги, которая ведёт через рощу.

Придаточное предложение отделяется от главного запятыми. Если придаточное предложение стоит в середине главного, оно выделяется запятыми с обеих сторон.

* Работа с учебником

1.Текст «Михайловские рощи», стр.52.

2.Задания к тексту:

    Выразительное чтение текста учащимися /1,2 группа по одному ученику/

    Вопросы: 1. почему текст так называется?

2. соответствует ли содержание текста названию?

3. В каком предложении раскрывается основная мысль текста? /в последнем или где?/

Словарная работа:

Лапти – крестьянская обувь, сплетённая из коры – шәркей

Погост – сельское кладбище – зират, бейіт; здесь: место, где находится село

Ветхий - көне

V .Закрепление темы.

1.Вып задание 1.

1)Около дома завёлся соловей, который кричит не переставая. 2)Становится легче, когда песню поёшь. 3)Я хочу, чтобы пурга и ненеастье не закрыли небес голубых. 4)Границы, где равнины соприкасаются с горами, обозначены резко. 5)Поезд был уже вдали, где сужаются рельсы.

2.Задание 2. Разноуровневое задание.

Первый уровень. Найдите и подчеркните союзы:

1)Движение в городе замирало, потому что наступила ночь. 2) Лётчик сообщил, что он сделал посадку.

Второй уровень. Подчеркните грамматическую основу предложений, найдите союзы:

1) Листья зеленеют, когда наступает весна. 2) Лампа закрыта бумагой, чтобы свет не разбудил Серёжу.

Второй уровень. Сделайте синтаксический разбор предложений, найдите союзы:

1) Я хорошо запомнил день, когда нас в лесу застала сильная гроза. 2) Мы пойдём в лес, потому что стоит ясная погода.

3.Вып. упр. 76

Пушкин это лучшее , что есть в каждом из людей. Это доброта и талант, смелость и простота, верность в дружбе и бескрайность в любви, уважение к труду и людям труда.

4.Работа по карточке.

Карточка 1.

Спишите, вставляя знаки перпинания, определите союзы.

Проснулась Катя когда было совсем темно. Если соблюдают ритуал свадьба превращается в красочный и весёлый праздник. Джигит который приносил весть о приезде невесты получал в ауле жениха суюнши. Я думал о людях чья жизнь была связана с этими берегами.

VI .Подведение итога урока.

1. Укажите неверное утверждение.
А) В СПП части неравноправны (одна подчиняется другой).
Б) В СПП части связываются при помощи союзов или союзных слов.
В) Союзы и союзные слова не являются членами предложения.
2. Найдите лишнее предложение (знаки препинания не расставлены).
А) За окном ничего нет кроме фонарей.
Б) Чуть брезжило когда нас разбудили.
В) Бесшумно скользя в темноте он пролез через заборчик в сад и уже собирался выйти на улицу.

3. Найдите сложноподчиненное предложение.
А) Грачи давно расхаживали по двору, скворцы и жаворонки тоже прилетели.
Б) В ком добра нет, в том правды мало.
В) Живопись Левитана, считают искусствоведы, отражает неброскую красоту средней полосы России.
4. Найдите сложноподчиненное предложение.
А) Кто пахать не ленится, у того хлеб родится.
Б) Мост снесло во время половодья, и нам пришлось делать большой крюк.
В) Аист, говорит народное поверье, стережет счастье, не подпуская беду.

5. Укажите неверное утверждение.
А) Части СПП связаны сочинительной связью.
Б) Придаточное предложение может стоять впереди главного, после него, мо-жет разрывать главное.
В) В СПП выделяются главное и придаточное предложение.

VII .Домашнее задание.

1.Повторить правило.

2.упр.75 (1ч.)

3.Оценки учащимся.

Урок в 9 классе Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными

Подготовила учитель русского языка и литературы МКОУСОШ №5 г. Беслана РСО-Алания


Цели :

Повторить и систематизировать знания обучащихся по сложноподчиненному предложению с придаточными обстоятельственными; - развивать мышление, память, сообразительность, умение отстаивать свою точку зрения, анализировать ответ товарищей. -воспитывать нравственные и эстетические качества обучающихся.


Задачи:

Закрепить навыки постановки знаков препинания между частями сложноподчинённого предложения; - формировать умения различать виды придаточных обстоятельственных по значению, вопросам, средствам связи; - осуществлять синтаксический разбор сложного предложения;

Готовить к ГИА; - развивать умения и навыки анализа текста; - развивать речь учащихся, умение выделять главное; - пробудить интерес к личности Д.С.Лихачёва и к его творчеству;

Формировать нравственные качества обучающихся



Мы не выживем физически, если погибнем духовно Д.С.Лихачёв


Работа с текстом №1

Когда человек сознательно или интуитивно выб…рает себе в жизни какую (то) цель жизне(н,нн)ую задачу он вместе с тем (не)вольно даёт себе оценку. ..

Если человек ставит перед собой задачу пр…обрести все элементарные блага он и оценивает себя на уровне этих материальных благ… Если человек живёт чтобы приносить людям добро обл…гчить их страдания при болезнях давать людям радость то он оценивает себя на уровне этой своей человечности. Он ставит себе цель достойную человека.


1)Литература даёт нам коло(с,сс)ссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. 2)Она делает человека инте(л,лл)игентным, разв…вает в нём не только чувство красоты, но и понимание жизни, всех её сложностей… 3)Одним словом делает вас мудрыми. 4)Но всё это делает(?)ся только тогда когда вы читаете, вникая во все мелочи…5).Ибо самое часто кроет(?)ся именно в мелочах. 6)А такое чтение возможно только тогда когда вы читаете с удовольствием…


Текст №3

1)Человечество тратит ми(л,лл)иарды чтобы сохранить окружающую нас природу…

2)Если природа необходима человеку для его биологической жизни то культурная среда не менее необходима для его духовной нравстве(н,нн)ой жизни… 3)Человек воспитывает(?)ся в окружающей его культурной среде незаметно для себя потому что его воспитывает история, прошлое…4) Он учит(?)ся уважению к предкам и помнит о потомках…5)Если человек не ценит память о своих родителях он не любит их… 6)Если равнодушен к памятникам истории своей страны он равнодушен к своей стране.


Домашнее задание

Написать сочинение-рассуждение на тему:

«Интеллигентный человек для меня…»

Обязательно использовать СПП с придаточными обстоятельственными.



Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

9 класс © Лузан Галина Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №8 города Бердска Обобщающий урок по теме « Виды придаточных предложений »

Цель урока: проверить знания учеников; закрепить орфографические и пунктуационные навыки, умение анализировать текст; воспитывать любовь к родному краю.

Сорокин Анатолий Лаврентьевич - (p.14.07.1936 г. , с. Почта, Новосибирская обл. - 26.12.1996, г. Бердск, Новосибирская обл.), поэт, по профессии военный журналист, выступает со стихами в газ. СибВО, в газ. "Советская Сибирь", "Вечерний Новосибирск" и др., в сб. "День поэзии" (Новосибирск, 1965), "Помнит мир спасенный" (там же, 1970), "Двадцать лет спустя" (там же, 1965), "Сердце солдата" (там же, 1985) и др. Книги: "Чтобы жили на земле березы". Стихи (там же, 1980), "Доброта". Стихи (там же, 1985), "Вербное воскресенье". Стихи. Бердск. 1992).

Виды придаточных предложений , () Вопросы определения Придаточное определительное , (()) Придаточное изъяснительное Придаточное обстоятельственное Падежные вопросы Вопросы обстоятельства

Задание № 1 Прочитайте выразительно 12 строфу из стихотворения «Августовские звёзды» , определите вид придаточного предложения У меня сейчас такое чувство, Что этой ночью с трепетным искусством Моя соприкоснулась вдруг душа

Прочитайте выразительно стихотворение «Жить хочу, не маяться, а жить» , определите вид придаточного предложения Жить хочу, а умирать – так сразу, Чтоб без канители и – аминь!.

Прочитайте выразительно стихотворение «Спасибо, город…» , определите вид придаточного предложения И признаюсь я без высоких слов, Что город мой, меня кормящий хлебом, Ещё соавтор и моих стихов, Рождённых под его высоким небом.

Прочитайте выразительно стихотворение «Однажды ты бросишь свой взгляд» , определите вид придаточного предложения Зачем же о прошлом жалеть, Когда не окончена песня?

Прочитайте выразительно стихотворение «Прощание с июлем», определите вид придаточного предложения Прощай, июль, меня торопит зов В пока ещё неведомые дали, Где отступают горькие печали И где не ранит беспощадность слов…

Прочитайте фрагмент поэмы «Бердский острог», составьте предложения по мотивам этого лирического этюда, соответствующие схемам (вид выберите самостоятельно) 1.[,(), ] . 2.(), . 3. ,().

1. О чём говорили сегодня на уроке? 2. Чему научились? 3. Что понравилось на уроке? Рефлексия

Составьте текст на тему «Моя малая родина», в котором обязательно должны быть предложения с разными видами придаточных предложений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 9 классе "Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.Виды подчинения придаточных предложений."

Данный урок отвечает требованиям системно-деятельносного подхода.Урок "открытия" новых знаний.Разработка содержит презентацию к уроку и большой дидактический материал....

«Виды придаточных предложений в сложноподчинённом предложений»

Данный урок является обобщающим о видах придаточных в сложноподчинённом предложении. На уроке также можно выявить пробелы в знаниях учащихся по данной теме, подготовить их к контрольной ра...

"Сложноподчинённое предложение и его особенности. Главное и придаточное предложение. Средства связи частей предложения: интонация, подчинительные союзы, союзные слова"

Презентация к уроку русского языка в 9 классе по теме " Сложноподчинённое предложение и его особенности. Главное и придаточное предложение. Средства связи частей предложения: интонация, подчинительные...

В учебнике «Теория» § 210.

9 класс


Виды придаточных предложений.

Виды придаточных предложений соотносятся с членами предложения .

Вид (значение) придаточного можно определить

по синтаксической роли указательного слова

по вопросу

по союзу (союзному слову)


Основные виды придаточных по значению

Подлежащные

дополнительные. (изъяснительные)

Не забывай о том (о ч ё м?), что....

Обычно успеха достигает тот

(к т о?), кто... .

Обстоятельственные

Природу надо беречь (почему?), потому что...

Ежедневную зарядку делают для того (для чего? с какой целью?), чтобы... .

На душе весело (когда?), когда... .

На привал лучше расположиться там (где?), где....

Сказуемные

Ответ таков

(к а к о в?), каков ....

Определительные

Запоминаются те книги (какие?), которые....


ВИД ПРИДАТОЧНОГО

ВОПРОСЫ, НА КОТОРЫЕ ОТВЕЧАЮТ ПРИДАТОЧНЫЕ

1. Определительные

Какой? Чей?

2. Дополнительные

Кого? Чего? Кому? Чему? Кем? Чем? О ком? О чём?

3.Подлежащные

4. Сказуемные

5.Места и времени

Отвечают на вопросы сказуемого

Где? Куда? Откуда? Когда? Как долго? С каких пор? До каких пор?

6.Причины

Почему? Отчего?

7.Следствия

Что из этого следует?

8.Образа действия и степени

Как? Каким образом? В какой мере или степени?

9.Сравнения

Зачем? Для чего? С какой целью?

11.Условия

При каком условии?

12. Уступки

Несмотря на что? Вопреки чему?


Как это делается.

  • Находим главное и придаточное.
  • От главного ставим вопрос к придаточному или
  • Находим союз или союзное слово, или
  • Определяем, какую роль в предложении играет указательное слово, если оно есть. По одному из шагов пробуем определить вид придаточного

Наше придаточное дополнительное (изъяснительное)

[Часто мы называем красивым то ], что?

-----

( что соответствует нормам и идеалам нашего времени).


(1)Суровые, требовательные годы совпали для нас, «военных Мальчишек», с возрастными законами воспитания человека. (2)3а всё подростки брались сами. (З)Учились у взрослых и друг у друга, самолюбие подгоняло: Петька может, а я почему же? (4)Вспоминаю, что мы умели. (5)Мы - это пять одногодков и одноклассников с одной улицы. (6)Мы умели косить, подшить валенки, вставить в ведёрко дно, почистить дымоход в печке, умели наладить пилу, отбить косу, подправить крышу, сделать лестницу, грабли, сплести лукошко и хвороста, намесить глину для штукатурки, навьючить воз сена, смолоть зерно, почистить колодец...

(7)И не скажу, что росли мы дичками. (8)Ходили в школу. (9)И много, поразительно много читали. (10)Книги, конечно, были случайные. (11)Но если говорить о КПД их работы, он был огромным. 2)Читали с жадностью! (13)3а хорошей книжкой всегда была очередь. (14)И было заведено: прочёл - расскажи! (15)Так мы менялись книжками и тем, что узнали из книжек.

Среди предложений 1-15 найдите сложноподчинённое

с придаточным условия.

Среди предложений 1-15 найдите сложноподчинённые с другими придаточными, определите их вид. Запишите предложения.

(8)Курортники - народ отдохнувший, цепкий. (9)Они обегают все театральные кассы, но билетов нет. (10)Они пытаются через знакомых, через какие-то стародавние связи достать билет, потому что в самом деле немыслимо уехать с Рижского взморья, не побывав в Домском соборе, но, увы, всё впустую.

(11)Толстенные, двухметровые кирпичные стены, стрельчатые двадцатипятиметровые своды, звук голоса и органа тает где-то в вышине, огромные готические окна, украшенные неповторимыми витражами из цветного стекла, суровость и торжественность - такой Домский собор.

(12)В Лондоне в собор Святого Павла каждый год привозили старого, восьмидесятилетнего архитектора, построившего собор, (13)Привозили старика по его же просьбе в день его рождения. (14)Он был настолько слаб, что не мог ни на ногах стоять, ни головы повернуть, но просил, чтобы кресло для него ставили в центре собора, под главным куполом, потому что, говорил он, в этом месте чувствуешь черепом, как струится и полощется высота свода над тобой.

Среди предложений 8-14 найдите сложноподчинённые предложения

с другими придаточными. Запишите номера этого предложения.

Среди предложений 8-14 найдите сложноподчинённое (ые) предложение (ия)

с придаточным причины. Запишите номер этого предложения.


Рефлексивный экран

  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я выполнял задания…
  • я понял, что…
  • теперь я могу…
  • я почувствовал, что…
  • я приобрел…
  • я научился…
  • у меня получилось …
  • я смог…
  • я попробую…
  • меня удивило…
  • урок дал мне для жизни…
  • мне захотелось…

Слайд 1

Виды придаточных предложений. (ПРАКТИКУМ)

2011 – 2012 год

МБОУ «СОШ в п. Усть-Омчуг» Магаданской области

Гузанова Татьяна Ивановна, учитель русского языка и литературы

Слайд 2

ЦЕЛЬ ПРАКТИКУМА:

Проверить умение правильно определять вид придаточного предложения.

Слайд 3

ВСПОМНИМ ПРАВИЛО

Слайд 5

Спишите, вставьте пропущенные знаки препинания, определите тип придаточного предложения.

Слайд 6

1. Одно из противоречий каким живо творчество Мандельштама касается собственной природы этого творчества. 2.Что бы со мной ни было я хочу быть один. 3. Мы ждём с томленьем упованья минуты вольности святой как ждёт любовник молодой минуты верного свиданья.

Слайд 7

4. Ей снится будто бы она идёт по снеговой поляне. 5.Он работал всюду где заставала его жажда творческого труда. 6.Поэт чувствует буквальное значение слова даже тогда когда даёт его в переносном значении. 7.Корчагин неоднократно спрашивал меня когда он может выписаться.

Слайд 8

8. Я упоминаю об этом исключительно для того чтобы подчеркнуть безусловную подлинность многих произведений Куприна. 9.Благодаря тому что мы ставили каждый день новые пьесы театр наш неплохо посещался. 10.В степи было тихо несмотря на то что солнце поднялось. 11.Как летом роем мошкара летит на пламя слетались хлопья со двора к оконной раме.

Слайд 9

12.Зной всё усиливался так что становилось трудно дышать. 13.Я сижу до тех пор пока не начинаю чувствовать голод. 14. Красивая девушка должна быть одета так чтобы выделяться из окружающей обстановки. 15.Я спросил у кукушки сколько лет проживу я. 16.Деревня где скучал Евгений была прелестный уголок.

Слайд 10

17.Как ни интересен труд режиссёра актёрская работа всё же интереснее. 18.Стало так тихо что со своего балкона я слышал голоса в саду. 19.Если начнёшь усиленно заниматься то успеешь подготовиться к экзамену. 20. И я во сне вижу как на волке еду по тропинке лесной. 21.И вот наступила та долгожданная пора когда солнце растопило снег и засияло в полную силу.

Слайд 11

22.Мне хотелось чтобы эта книга была интересна всем. 23.Статья оказалась настолько сложной что смысл её был понятен только специалистам-филологам. 24.Всякий раз как только показывалось солнце замёрзший пруд блестел как только что вымытое зеркало. 25.Чтобы не сказать ничего лишнего Полина в этот вечер тщательно подбирала слова.

Слайд 12

26. Дорогу по требованию горожан расширили так что проблема с заторами на перекрёстках была решена. 27.Если в ясный день подойти к окну то вдалеке будут видны очертания города. 28.Поскольку дом был окружён высоким забором нам пришлось обойти вокруг в поисках калитки. 29.Можно только предполагать как долго продлится его путешествие. 30.Вывеска должна быть расположена так чтобы каждый прохожий обращал на него внимание.

Слайд 13

31. Тот кто должен отвечать за других раньше взрослеет. 32.Какова яблонька таковы и яблочки. 33.Что ты в деревню хочешь это прекрасно. 34.Друг мне тот кому всё могу говорить.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Красивоцветущие. Плодово-ягодные. Декоративно-лиственные