Красивоцветущие. Плодово-ягодные. Декоративно-лиственные

МОСКВА, 4 авг — РИА Новости. Президент РФ Владимир Путин подписал полный пакет законов о завершении налогового маневра в нефтяной отрасли.

В субботу на официальном портале правовой информации был опубликован подписанный президентом закон об изменениях в Налоговый кодекс. Это последний документ в пакете законов о завершении маневра. Накануне, 3 августа, был опубликован закон о постепенном снижении, вплоть до обнуления, экспортных пошлин на нефть в рамках налогового маневра.

В целом маневр предусматривает, что экспортная пошлина на нефть будет снижаться с нынешних 30% до 0% в течение шести лет, начиная с 2019 года, при одновременном повышении НДПИ на нефть в течение трех лет. Для этого вносятся изменения в федеральный закон "О таможенном тарифе" и в Налоговый кодекс.

Чтобы предотвратить рост внутренних цен на нефтепродукты или возникновение их дефицита, маневр предусматривает два механизма: обратный акциз на нефть, поставляемую на переработку, и дополнительный к нему демпфирующий акциз, учитывающий выгодность экспорта нефтепродуктов.

Суть маневра

По общему правилу, обратный акциз смогут получить российские переработчики нефти, которые производят бензин и дизельное топливо не ниже пятого класса и поставляют на внутренний рынок не менее 10% произведенного объема.

В целях поддержки удаленных от основных рынков сбыта НПЗ закон вводит логистический коэффициент к акцизу на нефтяное сырье (от 1 до 1,5), позволяющий увеличить вычет на такое сырье в зависимости от региона нахождения завода. Так, коэффициент 1,05 сможет применять Омский НПЗ, 1,1 — Коченевский и Антипинский НПЗ, 1,3 — Ухтинский НПЗ, 1,4 — Ангарский НПЗ, 1,5 — Ачинский НПЗ.

Также на обратный акциз смогут рассчитывать НПЗ, находящиеся под санкциями США и ЕС, даже если они вовсе не производят топливо для внутреннего рынка.

НПЗ, осуществляющие модернизацию, смогут получить обратный акциз на нефть и отсрочку до 2024 года по обязательствам поставки на внутренний рынок не менее 10% произведенного автобензина пятого класса. Требование об обязательных поставках не будет распространяться на заводы, ранее заключившие четырехсторонние соглашения, не предусматривающие производство такого бензина, при условии их модернизации. НПЗ, которые пока не производят бензин в требуемом объеме, смогут заключить соглашения о модернизации при условии переработки не менее 600 тысяч тонн нефти в 2017 году.

Дополнительный демпфирующий акциз к обратному акцизу на нефть для переработки правительство сможет вводить в зависимости от ценовой конъюнктуры на мировых рынках, чтобы компенсировать нефтяникам недополученное от экспорта топлива и таким образом сдержать внутренние цены.

Демпфирующий акциз может быть как положительным, так и отрицательным. То есть, как поясняли в Минэнерго и Минфине, при росте мировых цен на нефть и, следовательно, на нефтепродукты, бюджет будет компенсировать компаниям 50% разницы (в 2019 году — 60%) между экспортной ценой и условной расчетной внутренней ценой, чтобы компании не повышали цену внутри РФ. При снижении мировых цен на нефть нефтяники будут перечислять в бюджет те же 50%.

Маневр предполагает и право правительства в случае форс-мажора, а именно резкого роста цен на топливо на внутреннем рынке, вводить дополнительную пошлину на экспорт нефтепродуктов.

Правительству предоставляется право на повышение с 2019 года экспортных пошлин на светлые нефтепродукты, товарный и прямогонный бензин до 60% от пошлины на нефть в случае увеличения или снижения цены на нефть на мировых рынках более чем на 15%.

Ранее Госдумой был принят закон, который позволяет правительству до конца 2018 года повышать экспортные пошлины на такие нефтепродукты до 90% от пошлины на нефть. Сейчас экспортная пошлина на светлые нефтепродукты, товарный бензин составляет 30% от ставки пошлины на нефть, на прямогонный бензин — 55%.

Последние несколько лет в России проводится реформа налогообложения в нефтяной сфере. В разные периоды времени декларировались различные цели этой реформы, она имеет множество составных частей, стратегических и тактических задач, однако ее основной среднесрочный вектор - это снижение ставок экспортной пошлины на нефть, их постепенное выравнивание со ставками экспортной пошлины на темные и, в некоторой степени, светлые нефтепродукты, а также повышение ставок налога на добычу полезных ископаемых. Реализация именно этого вектора реформы в законах, принятых в 2013 - 2014 годах, получила название налогового маневра. При этом важно отметить, что законодательные изменения, принятые в 2014 году, - это уже четвертый нефтяной налоговый маневр в истории налогообложения нефтяного сектора.

Первые изменения были осуществлены в период 1995 - 1996 годов, когда экономическая ситуация в стране сильно отличалась от текущей. В то время было принято решение отказаться от экспортных пошлин, но при этом выпадающие доходы бюджета были частично компенсированы ростом акцизов на нефть.

В середине 1999 года было решено вернуться к взиманию экспортных таможенных пошлин, причем такие пошлины были также введены и в отношении нефтепродуктов. В период с 1999 года по 2011 год экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты двигались разнонаправленно - иногда они выравнивались, иногда принимались решения об их дифференциации. При этом для некоторых нефтепродуктов ставки экспортных пошлин оказывались либо выше, либо ниже ставок пошлин на нефть.

Основной целью политики экспортных пошлин на нефтепродукты была максимальная загрузка перерабатывающих мощностей и создание стимулов для экспорта не нефти, а продуктов ее переработки. При этом предполагалось, что нефтепереработка создает добавленную стоимость, однако на практике это происходит только при значительной доле выпуска светлых нефтепродуктов и близости к рынкам сбыта. В России же большинство нефтеперерабатывающих мощностей удалены от рынков, поэтому при значительном объеме экспорта нефтепродуктов стоимость в основном не создается.

Однако созданная в течение 2000-х годов система экспортных пошлин привела к тому, что российская нефтепереработка вне зависимости от ее глубины получала значительную субсидию за счет федерального бюджета, которая образовывалась за счет разницы в ставках экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты. Таким образом, создавались стимулы к наращиванию первичной переработки нефти как наименее затратному способу получения такой субсидии. В результате, глубина переработки за период действия такой системы пошлин практически не менялась, а экспорт нефтепродуктов существенно увеличился.

С ростом цен на нефть регулирующая роль пошлин, характер их влияния на добычу, переработку и потребителей стали весьма заметными. Именно с конца 2000-х годов начались активные реформы системы пошлин и НДПИ на нефть. В 2011 году было принято решение о переходе на систему ставок экспортной пошлины "60-66-90", которая предусматривала введение ставки пошлины на темные нефтепродукты, равную ставке пошлины на нефть с 2015 года. В 2013 году был предпринят очередной шаг в направлении реформы - снижение ставок пошлины на нефть на период 2014 - 2016 годов и одновременное увеличение ставок НДПИ на нефть.

Тем временем, уже в начале 2014 года стало очевидно, что комплексную модернизацию отрасли, по итогам которой выравнивание пошлин на темные нефтепродукты и нефть привело бы к уменьшению масштабов неэффективной нефтепереработки, к началу 2015 года завершить не удастся. В этих условиях рост пошлины на темные нефтепродукты привел бы к неминуемому сокращению объемов переработки нефти на немодернизированных заводах, а это, в свою очередь, грозило локальными дефицитами нефтепродуктов и ростом цен на них. Однако трехлетние законы о федеральном бюджете в течение нескольких лет предусматривают дополнительные доходы от роста ставок пошлины (более 340 млрд. рублей в условиях цен на нефть и курса рубля к доллару, предусмотренных прогнозом социально-экономического развития 2014 года). Поэтому простой отказ от повышения пошлины на темные нефтепродукты означал бы либо рост бюджетного дефицита на соответствующую величину, либо необходимость поиска источников замещения выпадающих доходов. В этой связи любые оценки бюджетного эффекта от "налогового маневра" необходимо проводить в сравнении с условиями 2015 года, то есть введением 100-процентной экспортной пошлины на темные нефтепродукты.

"Налоговый маневр" 2014 года состоял в снижении предельной ставки экспортной пошлины на нефть с 59% в 2014 году до 30% в 2017 году при одновременном увеличении базовой ставки НДПИ на нефть с 493 рублей за тонну в 2014 году до 919 рублей в 2017 году. Также были увеличены ставки экспортных пошлин на нефтепродукты и снижены ставки акцизов на моторные топлива.

Принятые в 2014 году решения о реформе налогового и таможенно-тарифного регулирования в нефтяной отрасли ("налоговый маневр") не только увеличивают период повышения пошлины на темные нефтепродукты (выравнивание ставок теперь предстоит с 2017 года), но и приводят к уменьшению размера выпадающих доходов от этого шага: в соответствии с бюджетным прогнозом, составленным до падения цен на нефть, "цена маневра" для бюджета, то есть в том числе и цена отказа от 100-процентной пошлины на мазут, оценивалась Минфином России в размере около 140 млрд. рублей в 2015 году. Предполагалось, что остаток (а это около 200 млрд. рублей) будет распределен между потребителями нефти и нефтепродуктов в России и странах Евразийского экономического союза за счет роста цен на них, а нефтяная отрасль даже получит дополнительные доходы в виде роста доходности от добычи нефти и отсрочку, необходимую для завершения модернизации НПЗ.

Предварительный анализ последствий реализации "налогового маневра", сделанный по итогам I квартала 2015 года, показывает, что хотя такие последствия несколько отличаются от тех ожиданий, которые формировались в условиях иного уровня цен на нефть и курсов иностранных валют к рублю, проведение маневра не привело к негативным последствиям для секторов нефтедобычи и нефтепереработки и не повлекло за собой дополнительных бюджетных потерь. Более того, принятые решения в условиях падения цен и роста курса иностранных валют к рублю позволили сдержать рост цен на моторное топливо в начале года.

Так, в течение прошедших месяцев 2015 года денежный поток и EBITDA интегрированных нефтяных компаний, исчисленные в рублях, превышали соответствующие величины, которые прогнозировались при разработке и принятии решений "налогового маневра" (то есть при цене нефти 100 долларов за баррель и курсе 38 рублей за доллар), примерно на 10%. При этом доходы федерального бюджета от налогов на нефтяной сектор (также исчисляемые в рублях) уменьшились за первый квартал 2015 года в среднем на 28% по сравнению с плановыми, рассчитанными при цене нефти 100 долларов за баррель.

Таким образом, в настоящее время нет объективных причин для пересмотра решений, принятых в рамках "налогового маневра". В дальнейшем необходимо проводить периодический мониторинг публичной финансовой отчетности компаний нефтяной отрасли, а также отслеживать динамику бюджетных доходов от этого сектора, с тем чтобы в случае необходимости оперативно реагировать на возможные проблемы.

21 июня правительство одобрило вариант налогового маневра в нефтяной отрасли. Суть его заключается в поэтапном снижении экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты до нуля к 2024 году и одновременном росте налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). В результате таких изменений экспорт нефти станет более выгодным, а цена на нефть и нефтепродукты на внутреннем рынке вырастет.

Чтобы отчасти компенсировать рост цен на топливо, правительство собирается принять так называемый плавающий акциз. Повышать для НПЗ его будут в период низких цен на нефть, а в периоды высоких цен налоговая нагрузка на НПЗ будет наоборот снижаться.

Кроме этого, правительство планирует смягчить реформу обратным акцизом. Это налог, который предполагает возврат акцизов с объемов нефти, которые идут на переработку. Его размер зависит от корзины нефтепродуктов. Чтобы он был максимальным, НПЗ не должен выпускать темных нефтепродуктов.

Ранее им могли воспользоваться заводы, выпускающие бензин в объеме более 10% от первичной переработки и компании, попавшие под финансовые санкции. Теперь его решили предоставить компаниям, которые собираются модернизировать свои НПЗ. Также правительство хочет ввести повышающие коэффициенты к обратному акцизу для тех НПЗ, которые расположены далеко от границы и меньше зарабатывают на экспорте.

Зачем нужен налоговый маневр?

Министерство финансов предлагало обнулить экспортную пошлину на нефть с начала этого года, но против этого выступает Минэнерго, которое считает, что это может привести к падению объемов нефтепереработки на 20% и закрытию ряда НПЗ.

«Историю с нефтяным налоговым маневром изначально затевал Минфин для того, чтобы пополнить бюджет, — говорит ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков . — Раньше работала такая схема — есть две точки нефтяной отрасли, из которых изымают деньги. Когда вы из-под земли достали нефть, вы платите налог на добычу полезных ископаемых с объема, который вы извлекли. Например, добываем 547 млн тонн, 279 млн идет на внутреннюю переработку на НПЗ, а все остальное уходит на экспорт в сыром виде. С каждой тонны сырого экспорта платится экспортная пошлина. Получается, что на внутреннем рынке нефть дешевле, чем на внешнем. Получается, что у нас бензин и нефть дешевле, чем за рубежом. Налоговый маневр предполагает, что вы обнуляете экспортную пошлину и повышаете НДПИ. То есть всю нагрузку переносите на скважину. В результате получается, что нефть для НПЗ становится такой же дорогой, как и для внешних потребителей. Такая политика ведет к росту цен на бензин уже на внутреннем рынке. Поэтому правительство пытается придумать, как и налоговый маневр завершить, и цены удержать».

По словам эксперта, нефтяной налоговый маневр нужен в первую очередь для пополнения бюджета. «Если вы собираете только НДПИ, то получается, что сбор налогов идет со всех 547 млн тонн. Естественно, остается гораздо больше доходов в бюджет. Здесь каждое ведомство выполняет свою задачу. Минфин должен наполнять бюджет, чтобы не возникало дефицита. Вот для этого и придуман такой маневр, который имеет цель наполнить бюджет. Деньги нужны для выполнения майских указов, индексации пенсий и т.д.

Здесь каждый получается прав, но в итоге выходит не очень хорошо, потому что повышение цен на бензин является болезненным вопросом для населения, оно начинает бунтовать, проводить акции протеста. Поэтому стоит вопрос, а нужен ли на самом деле такой маневр, когда и так все работало, а теперь приходится придумывать какие-то инструменты, как регулировать цены на бензин и отрицательные акцизы, которые как ранее предполагалось будут запирать регионы и на них строить дороги. Если их уменьшать, то получается, что регионы опять будут недополучать, с бюджета им будут что-то компенсировать. Возникает вопрос — зачем пополнять бюджет, чтобы потом распределять из него средства по регионам. Страдает и переработка, потому что нефтяникам становится совсем не выгодно перерабатывать нефть на внутреннем рынке в больших мощностях», — говорит Юшков.

В правительстве заявляют, что за счет нефтяного налогового маневра российский бюджет получит за шесть лет около 1,5 триллиона рублей. Принять закон планируют в эту сессию, которая заканчивается в середине июля.

Налоговая реформа в нефтегазовой отрасли может привести к социальному взрыву

Задумывается эта реформа, прежде всего, в интересах бюджета. Размер экспортной пошлины привязан к мировым ценам на углеводороды. В условиях их низкого уровня поступления в казну сокращаются пугающими темпами. Если физический объем экспорта российской нефти по итогам первого полугодия вырос на 6% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года – до 127,8 млн тонн, то за это же время доходы России от экспорта нефти сократились на 30% – до 39,3 млрд долларов.

К числу важных новшеств, которые ожидают отечественную экономику в будущем году, необходимо отнести т.н. налоговый маневр. В настоящее время российские компании, добывающие природные ресурсы и экспортирующие их за рубеж, платят экспортную пошлину плюс налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Налоговый маневр предполагает сокращение до 30% в 2017 г. с нынешних 42% экспортной пошлины и последующее ее обнуление в 2018 г. с переносом фискальной нагрузки сырьевого сектора на НДПИ, ставка которого, по одному из вариантов, в будущем году вырастет для нефти до 919 руб. за тонну с нынешних 857 рублей.

Что же касается НДПИ, то для нефти, природного газа и угля налоговой базой является количество добытого полезного ископаемого. А с количеством у нас полный порядок. В августе этого года объемы добычи нефти в России превысили 11 млн баррелей в сутки - максимальный показатель за последние 25 лет. Этот рекорд лишь немного уступает абсолютному максимуму СССР, который был достигнут в 1988 г. на уровне 11,07 млн баррелей в сутки, причем с учетом данных Азербайджана и трех среднеазиатских республик.

Налоговый маневр может быть дополнен налогом на добавленный доход (НДД), которым облагаются не объемы добычи и экспорта нефти, а денежный поток каждого добычного проекта. Законопроект о переходе на НДД (при сохранении НДПИ) в нефтяной отрасли должен вступить в силу с 2017 года, а начать применяться с 2018 года, как следует из протокола совещания у вице-премьера Аркадия Дворковича. По подсчетам Минфина внедрение этих новаций и отмена экспортных пошлин на нефть может принести бюджету около 600 млрд рублей дополнительных доходов.

Все бы ничего, только у налогового маневра есть одно очень неприятное последствие. Экспортная пошлина формирует разницу между внутренними и внешними ценами на углеводороды. Снижение пошлины, тем паче ее ликвидация приведет к нивелированию цен.

Данную проблему в 2012 году обстоятельно проанализировали специалисты Института экономической политики им. Гайдара, которые в принципе ратуя за налоговый маневр, вынуждены были сделать весьма красноречивое признание: «Основная проблема такой реформы заключается в том, что неизбежный при отмене экспортных пошлин рост внутренних цен на нефтепродукты может негативно отразиться на экономическом росте, оказать негативное влияние на благосостояние потребителей, привести к снижению конкурентоспособности отдельных секторов и повышению социальной напряженности в обществе».

В соответствующих ведомствах, безусловно, наслышаны об этих рисках, потому по поводу реформы и вариантов ее реализации продолжается оживленная дискуссия. На днях А. Дворкович отметил, что правительство продолжает обсуждать объемы, и механизмы повышения налоговой нагрузки на нефтяную отрасль на 2017-2019 годы: «Мы обсуждаем три основных вопроса. Первое – завершение налогового маневра, здесь есть общая готовность это делать, то есть экспортная пошлина должна снизиться до 30%, должен подняться НДПИ. Вторая часть – это то, что касается планов правительства мобилизовать чуть больше доходов от нефтяного сектора, это мы пока обсуждаем, как это сделать, в каком объеме, в каком соотношении к налогу на добычу полезных ископаемых и акцизов».

Про акцизы стоит упомянуть отдельно. В 2017 году планируется сокращение ставки акцизов на топливо, в частности акциз на бензин должен уменьшится с действующей ставки 10,13 тыс рублей до 7,43 тыс рублей за тонну. Однако недавно стало известно, что в правительстве обсуждается схема, которая подразумевает более скромное повышение ставок НДПИ за счет сохранения или даже повышения акцизов. Этот вариант продавливают нефтяники под предлогом необходимости сохранения инвестиционных программ добывающих компаний.

Таким образом, за счет повышения цен на топливо они рассчитывают рост налоговой нагрузки на отрасль частично переложить на потребителей.

Опрошенные РИА Новости аналитики подсчитали, что если государство примет решение о сборе дополнительных средств в бюджет только за счет роста акцизов на топливо, они вырастут в среднем на 18% и составят дополнительно 1,4-1,6 рубля за литр бензина, 0,7-0,8 рубля за литр дизеля, что может привести к пропорциональному росту цен.

Получается, что налоговый маневр может спровоцировать двойной удар по частному потребителю и экономическим субъектам: за счет роста внутренних цен на топливо и за счет роста акцизов, который опять же повлечет за собой рост цен. Если первое – неизбежное следствие отмены экспортных пошлин, то второе результат лоббистских усилий нефтяных корпораций. И это в данной ситуации самое тревожное, поскольку на всевозможных правительственных совещаниях интересы потребителей, похоже, никто не представляет.

Специально для «Столетия»

Но реформе активно противодействовали Минэнерго и нефтяники, которые предлагали с маневром подождать. Их поддерживал и бывший зампред правительства Аркадий Дворкович, курировавший тогда нефтяную отрасль. «Все остальные, кроме Минфина, считают, что это преждевременно. Когда закончится модернизация НПЗ, можно будет к этому вопросу вернуться», – говорил Дворкович в марте этого года. А председатель правительства Дмитрий Медведев каждое совещание, на котором обсуждался маневр, заканчивал поручением еще раз просчитать его последствия, вспоминает чиновник.

Придется занять

Правительство решило снизить ставку акцизов на тонну бензина на 3700 руб., на тонну дизельного топлива – на 2700 руб. (с учетом планируемой индексации с 1 июля, без ее учета – на 3000 и 2000 руб. соответственно. – «Ведомости»), рассказал первый вице-премьер Антон Силуанов. Выпадающие доходы, в том числе региональных бюджетов, составят 140 млрд руб. Чтобы компенсировать их потери, регионам будут полностью переданы доходы от топливных акцизов. Источник компенсации потерь федерального бюджета будет определен осенью – это могут быть дополнительные ненефтегазовые доходы и увеличение займов, рассказал Силуанов.

На этот раз решающим аргументом Минфина (а министр финансов Антон Силуанов в новом правительстве назначен еще и первым зампредом, куратором экономических вопросов) стала необходимость финансировать новый майский указ президента – расходы оцениваются в 25 трлн руб., из которых 8 трлн еще предстоит найти, объясняет чиновник. Минфин предлагает завершить маневр за шесть лет – снижать экспортную пошлину ежегодно на 5 процентных пунктов и к 2024 г. довести ее до нуля, соразмерно повышая НДПИ, рассказывают собеседники «Ведомостей». Это даст бюджету от 1 трлн до 1,6 трлн руб. в зависимости от цен на нефть, говорит чиновник и участник совещаний в правительстве.

Условия и сроки завершения маневра еще будут обсуждаться в правительстве, сказал чиновник.

Точно оценить эффект можно будет только после появления окончательных параметров завершения налогового маневра, но в любом случае перенос нагрузки в добывающем сегменте из экспортной пошлины в НДПИ позволяет существенно увеличить налоговые поступления за счет расширения налоговой базы в физическом выражении более чем в 2 раза, говорит директор Московского нефтегазового центра EY Денис Борисов. Но главное – какой будет судьба компенсаций странам Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и потребителям отдельных видов нефтепродуктов (прежде всего мазута) на внутреннем рынке: суммарная доля этих двух статей в общем ожидаемом эффекте может превысить 40%, считает он. А также проходили расчеты, прогнозировались котировки на нефть, валютные курсы, ценовые спреды на нефтепродукты в Европе, премии и дисконты региональных рынков, в случае методологических ошибок ожидания эффекта и для отрасли, и для бюджета могут не оправдаться, предупреждает Борисов.

Бизнес же предупреждает о негативных эффектах маневра. Он отразится на марже нефтепереработки, опасается сотрудник нефтяной компании. Бизнес уже жалуется на его негативный эффект. В 2015–2016 гг. средняя маржа НПЗ сократилась по сравнению с 2014 г. больше чем в 3 раза, оценивали эксперты Vygon Consulting. Правда, связано это и со снижением цен на нефть, и с ростом ставок акцизов на автомобильный бензин, объясняли они. Те же объяснения предлагал и Минфин. Без компенсаций при обнулении пошлин в 2018 г. рентабельность еще больше снизится, прогнозировали эксперты Vygon Consulting.

600 млрд руб.

такова доля нефтеперерабатывающих заводов в субсидиях, говорит директор налогового департамента Минфина Алексей Сазанов. 140 млрд руб. – потери бюджета из-за поставок в Белоруссию – страна получает нефть по внутрироссийским ценам без пошлин. 300 млрд руб. – потери из-за сдерживания цен на внутреннем рынке.

Чтобы поддержать нефтепереработку и избежать роста цен на бензин, Минфин готов предоставить бизнесу компенсации – отрицательные акцизы на нефть, а также понизить акцизы на нефтепродукты на 2–3 руб. А для НПЗ, которые завершили строительство установок глубокой переработки нефти, ввести повышающие коэффициенты к базовой ставке отрицательного акциза, рассказывал «Ведомостям» директор налогового департамента Минфина Алексей Сазанов.

Но бизнесу не ясно, как будут администрироваться такие акцизы, объясняет сотрудник крупной компании, кроме того, отрицательный акциз не учитывает логистический фактор и волатильность цен на нефть.

Отмена экспортной пошлины на неподакцизные товары повысит чувствительность цен к внешним условиям, так как изменение цен на нефть не может быть компенсировано фиксированным акцизом в рублях, приводит еще одно возражение сотрудник нефтяной компании, передающий опасения Минэнерго. Больше же всего от маневра пострадают производители темных нефтепродуктов и мазута, а также те НПЗ, у которых на экспорт приходится более 80% продукции или которые продают на внутреннем рынке неподакцизные товары, например суррогатные топлива.

Представители «Лукойла», «Роснефти», «Сургутнефтегаза» и «Газпром нефти» не ответили на запросы «Ведомостей».



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Красивоцветущие. Плодово-ягодные. Декоративно-лиственные