РАНГОУТНОЕ ДЕРЕВО
любой из деревянных или стальных брусьев рангоута (мачта, рея, стеньга и проч.).
Англо-Русско-Английский словарь морских терминов. English-Russian-English economics dictionary of sea terms. 2012
More meanings of this word and English-Russian, Russian-English translations for РАНГОУТНОЕ ДЕРЕВО in dictionaries.
рангоутное дерево (мор.)
Альтернативные описанияРангоутное дерево, одним концом подвижно скрепленное с нижней частью мачты
Боевой клик, атакующей конной лавы
Горизонтальная балка, одним концом прикрепленная к мачте и служащая для растягивания нижней кромки паруса
Рангоутное дерево, к которому крепится парус
Часть оснастки яхты: закрепленное одним концом у мачты рангоутное дерево, вдоль которого растянута нижняя кромка косого паруса
Часть рангоута
Зычный отрывистый крик (разг.)
Балка - паруса держалка
Балка мачты
Часть оснастки яхты
Балка на мачте
Рангоутное дерево
Нижняя балка на мачте
Рангоут
Зычный отрывистый крик
Сленговое выражение, употребляемое относительно людей, увлеченных технологиями, в том числе компьютерными
Глухариная «дискотека»
Нижняя балка паруса
Возглас
Горизонтальная балка для растягивания нижней кромки паруса
Часть рангоута, служит для растягивания нижней кромки паруса
. (разг.) гиканье
Состав жидкой и густой смолы, для тировки, смоления судов [Даль]
Глухариная "дискотека"
М. морск. состав жидкой и густой смолы, для тировки, смоления судов. морск. лежачее дерево, полурей, идущий вдоль судна от мачты, по нижней кромке паруса, которого верхняя кромка идет по гафелю. На кораблях, фрегатах и пр. гик и гафель бывают только на бизань-мачте (кормовой). Гика-бакштаги или гика-брасы, снасти, служащие для вращения конца гика в стороны. Гик-тали, закладываемые во время сильных ветров за гик, в помощь брасам. Гика-топенанты, две снасти, удерживающие гик в вислом положении
К рангоуту относятся:
Мачты - вертикально стоящие рангоутные деревья, являющиеся основой для крепления реев и такелажа.
Стеньги - вертикально стоящие рангоутные деревья, являющиеся продолжением мачт.
В местах соединения мачты и стеньги устанавливались марсы и салинги.
Реи - горизонтальные рангоутные деревья, служащие для несения прямых парусов, которые крепятся к реям своей верхней кромкой (шкаториной).
Рю (латинские реи) - служат для несения латинского паруса.
Гафели - наклонные рангоутные деревья, поднимаемые по мачте и упирающиеся в неё пяткой, обладающие при этом возможностью свободно перемещаться от траверза одного борта до траверза противоположного. Гафели служат для растягивания по ним верхних шкаторин косых четырёхугольных парусов - триселей, а также крепления шкотовых углов дополнительных косых парусов топселей, поднимаемых над триселями. На малых судах и шлюпках с косыми парусами гафели служат для крепления фока и грота. На гафели также поднимают сигналы и иногда флаг.
Гики - рангоутные деревья, служащие для растягивания нижней шкаторины косых парусов, могут быть глухо закреплены или быть подвижными.
Бушприт - наклонная мачта, устанавливаемая на носу судна, служит для подъёма и крепления кливеров, а также разноса стоячего такелажа, продолжением бушприта может быть утлегарь и бом-утлегарь.
Пример рангоута трёхмачтового парусного корабля:
Бегин-рей.
Бизань - в данном случае приставка, обозначающая части рангоута на бизань-мачте.
Бизань-гафель.
Бизань-гик.
Бизань-мачта.
Бом - приставка к названиям частей рангоута, такелажа и парусов, находящихся на бом-брам-стеньге.
Бом-утлегарь.
Грот (грота) - в данном случае приставка, обозначающая части рангоута на грот-мачте.
Брам - приставка к названиям частей рангоута, такелажа и парусов, указывающая на их принадлежность к брам-стеньге.
Грот-бом-брам-рей.
Грот-бом-брам-стеньга
Грот-брам-рей.
Грот-брам-стеньга.
Грот-гафель.
Марса - приставка, обозначающая принадлежность к марселю или марса-рею.
Грот-марса-рей.
Грот-мачта.
Грота-рей.
Грот-стеньга.
Грот-трюм-рей.
Грот-трюм-стеньга.
Крюйс - первая составная часть слов, обычно обозначающая название рангоута, парусов и такелажа, относящихся к бизань-мачте.
Крюйс-бом-брам-рей.
Крюйс-бом-брам-стеньга.
Крюйс-брам-рей.
Крюйс-брам-стеньга
Крюйс-марса-рей.
Крюйс-стеньга.
Крюйс-трюм-стеньга.
Крюйс-трюм-рей.
Мартин-гик
Площадка салингов.
Утлегарь.
Флагшток.
Фок-мачта.
Фок (фока) - приставка ко всем названиям снастей, парусов и рангоута, крепящихся ниже марса на фок-мачте.
Фока-рей.
Фор - приставка к названиям реев, парусов и такелажа, находящихся выше марса фок-мачты.
Фор-бом-брам-рей.
Фор-брам-рей.
Фор-бом-брам-стеньга.
Фор-брам-стеньга.
Фор-гафель.
Фор-марса-рей.
Фор-стеньга.
Фор-трюм-рей.
Фор-трюм-стеньга.
Такелаж - совокупность снастей (тросов) всех видов, надежно крепящих отдельные части рангоута на местах и служащих для оснастки и управления им. Такелаж разделяется на бегучий и стоячий.
Конструктивное оформление рангоута и такелажа зависит от размеров и класса корабля, а также от назначения самого рангоута с такелажем. С развитием мореплавания и кораблестроения назначение и роль рангоута с такелажем непрерывно изменяются, что влечет за собой и конструктивные их изменения.
М а ч т ы являются основным видом рангоута корабля. Большие корабли, как правило, имеют две мачты: фок-мачту (переднюю, т. е. первую от носа) и грот-мачту (вторая мачта от носа); малые-одну фок-мачту. Мачты служат для подъема зрительных сигналов, размещения сигнальных огней, радио- и радиолокационных антенн, установки грузовых стрел, а на парусных судах и для подъема, крепления парусов и управления ими. На военных кораблях мачты предназначаются также для размещения постов управления кораблем и его боевыми средствами.
Устанавливаются мачты в диаметральной плоскости корабля вертикально или с некоторым наклоном к корме. Как и весь рангоут, мачты претерпели в своем развитии большие изменения. Конструктивно мачты выполняются одинарными, треногими, четырехногими, а также в виде башенноподобных мачтовых конструкций. В общем случае мачта состоит из прочных вертикальных балок набора, воспринимающих все усилия от веса, давления ветра и сил инерции при качке, и из тонких обшивочных листов. Балки набора мачт (ноги) обычно проходят сквозь верхнюю палубу и укрепляются на второй палубе.
Одинарная мачта (рис. 1.26) - водонепроницаемая по швам стальная труба (или рангоутное дерево), устанавливается на малых кораблях, вспомогательных и парусных судах. Одинарные мачты бывают цельными и составными. Нижний конец мачты (шпор) проходит через верхнюю палубу и крепится к средней палубе (платформе); на парусных судах - к килю. Верхний конец мачты называется топом. К топу мачты, если она составная, крепится нижний конец стеньги, которая является продолжением мачты. В зависимости от того, на какой мачте установлена, стеньга называется соответственно фор- или грот-стеньгой. Стеньга заканчивается клотом (клотиком) - деревянным или металлическим диском, который имеет по краям шкивы для сигнальных фалов. На клотике устанавливаются красный и белый клотиковые фонари. Верхняя часть мачты со стеньгой удерживается в диаметральной плоскости корабля с помощью стоячего такелажа.
Рис. 1.26. Одинарная
сигнальная
мачта:
1,2 - топенанты; 3 - клотиковый огонь;
4 - антенный рей; 5 -
стеньга; 6 - сигнальный
рей; 7 - ванты;
8 - сигнальные фалы;
9 - стальная труба
(или рангоутное дерево)
На современных кораблях мачты часто имеют форму, показанную на рис. 1.27. Каркас мачты снаружи обшит стальными листами. Такая мачта имеет большое число горизонтальных площадок, на которых размещаются радио- и радиолокационные антенны. Для подъема флагов и сигналов мачта имеет разного размера краспицы, выполняющие роль реев.
Рис. 1.27. Мачта современного корабля:
1 - краспицы; 2, 3 - площадки и устройства для
размещения радиолокационных антенн; 4 - стальные
листы обшивки; 5 - радиоантенна
Р е и (рейки) бывают металлические или деревянные различных размеров; крепятся к мачтам или стеньгам в горизонтальном положении перпендикулярно к диаметральной плоскости корабля. Они предназначаются главным образом для подъема сигналов. На них располагаются одношкивные блоки, в которые основывают фалы из специальных плетеных незакручиваю- щихся линей. Середина рея называется топом; концы - правым и левым ноками соответственно бортам корабля. Ноки рея поддерживаются рей-топенантами, концы которых прикреплены к обушкам бугеля на мачте или стеньге. Мачты вооружают двумя и даже тремя реями. Нижний рей на фок-мачте называется фока-реем; на грот-мачте - грота-реем. Верхние реи соответственно называются фор-марса-реем, грот-марса-реем.
Г а ф е л ь располагается на грот-мачте, ниже грот-рея, под углом к мачте и удерживается в диаметральной плоскости эренс-бакштагами, которые крепятся к ноку гафеля и идут к бортам. Нижняя часть гафеля называется пяткой, верхняя-ноком; нок гафеля поддерживается топенантом. В нок гафеля врезан шкив, через который проходит фал для подъема Военно-морского флага на походе или гафельных огней ночью.
Ф л а г ш т о к - металлический пустотелый или деревянный шток, устанавливаемый на корме корабля и предназначенный для подъема Военно-морского флага, когда корабль стоит на якоре или у стенки. На верхний конец флагштока (топ) насажен клот. Конструкция флагштока позволяет в случае необходимости быстро заваливать его на палубу.
Г ю й с ш т о к устанавливается в носовой части корабля и служит для подъема гюйса, а ночью - якорного огня при стоянке корабля на якоре. При плавании ночью в задней части гюйсштока зажигается огонь ящичного типа для ориентировки рулевого на корабле, идущего в кильватер переднему.
Стоячий такелаж (рис. 1.28) - снасти, предназначенные для поддержки и крепления рангоута в вертикальном, горизонтальном или ином положении. Снасти стоячего такелажа крепятся непостоянно и не проводятся через блоки; к ним относятся: ванты, штаги, бакштаги, штаг-карнак, топенанты, струны реев и др.
Рис. 1.28. Схема стоячего такелажа:
1 - штаг-карнак; 2 - фор-штаг; 3 - топенанты реев;
4 - струны рея; 5 - ванты; 6 - талрепы; 7 - бакштаги
Ф о р - ш т а г и - снасти, расположенные в диаметральной плоскости корабля, которые не дают мачте и стеньге клониться к корме корабля.
Б а к ш т а г и - боковые снасти, идущие от топа мачты к борту несколько позади мачты и удерживающие совместно с вантами мачту в диаметральной плоскости корабля и не дающие ей клониться в сторону носа корабля.
Ш т а г - к а р н а к - горизонтальная снасть, заводимая между мачтами, которая удерживает мачту и стеньгу и не дает им клониться в сторону носа (кормы) корабля.
Т о п е н а н т ы и с т р у н ы р е е в служат для подвешивания и удержания реев в положении, перпендикулярном к диаметральной плоскости корабля.
Стоячий такелаж всегда выполняется из стального жесткого троса, имеющего большую прочность и малую гибкость.
Бегучий такелаж - снасти, находящиеся в движении и предназначенные для обслуживания и изменения положения частей рангоута, а также для подъема и спуска грузов, катеров, шлюпок, трапов, сигналов, парусов. К бегучему такелажу относятся: фалы (сигнальные и др.), лопаря талей, гордени, шлюпбакштаги, выстрел- брас, бурундук, оттяжки, шкоты и другие подвижные снасти. Для бегучего такелажа используются гибкие стальные и расти гельные тросы.