Первичный патронаж новорожденного, то есть осмотр малыша педиатром на дому, обычно должен осуществляться в течение первых двух — трёх суток после выписки матери с ребенком из роддома. Это бесплатное посещение, которое положено каждому новорожденному. Совершается оно по месту фактического проживания мамы с младенцем. Для этого матери при выписке из роддома нужно указать свой адрес проживания, который будет занесен в обменную карту. Эта карта затем отправится в соответствующую поликлинику, и вскоре можно ожидать визит врача.
Патронаж новорожденного нужен для того, чтобы убедиться, что после выписки из роддома с младенцем все в порядке. Часто мама не уверена, правильно ли она обращается с крохой. В этом случае приход врача и медсестры домой очень поможет родителям.
Патронаж осуществляется не только педиатром, но и медсестрой, у них немного разные цели посещения. Специалист осматривает малютку и делает выводы о его состоянии. Медсестра же рассказывает маме о правилах ухода за новорожденным, рассказывает о правильном питании, показывает, как обрабатывать пупочную ранку, ушки, носик, элементарные приемы массажа младенца.
Многим родителям интересно, как проходит осмотр ребенка. Вот что происходит во время первого патронажа:
На следующий день после посещения врача должна прийти патронажная медсестра. Она расскажет об уходе за ребенком, объяснит, как правильно его купать и подмывать, делать с ним зарядку и массаж, носик и глазки, .
Медсестра уточняет, на грудном или искусственном вскармливании ребенок и дает рекомендации по питанию малыша. Если малютка на естественном вскармливании, то патронажная медсестра рассказывает о диете кормящей матери.
Родители обычно интересуются, сколько раз должен приходить домой врач и медсестра для осмотра малыша. Так называемый вторичный патронаж осуществляется педиатром примерно на 14 день жизни младенца. В этот раз врач тоже производит осмотр новорожденного чтобы оценить его развитие, как он прибавляет в весе, как заживает пупок. К этому визиту мама может составить список волнующих ее вопросов о ребенке. Это могут быть срыгивания, начавшиеся колики, молочница у крохи. Не нужно стесняться спрашивать у педиатра о непонятных моментах в уходе за малюткой.
Третье посещение врача приходится где-то на 21 день после рождения ребенка. В этот раз педиатр осуществляет те же самые манипуляции, как и в прошлый. Накопившиеся за это время вопросы к специалисту тоже лучше записать, чтобы ничего не упустить.
Кроме трех посещений врача к малышу должна приходить и медсестра. Она должна навещать его около раза в неделю весь первый месяц жизни и помогать маме в насущных вопросах по уходу за новорожденным.
Когда малышу исполняется месяц, мама сама идет с ним в поликлинику в специально отведенный день грудного ребенка. В этот день в поликлинике должен вестись прием здоровых детей до года, что уменьшает риск их заражения различными инфекциями от заболевших.
Иногда маме с малышом требуется более частое посещение медицинских работников. Такое может быть после тяжелых родов, когда состояние младенца оставляет желать лучшего и требует более пристального внимания. Тогда в обменной карте делается специальная пометка о том, что ребенку необходим срочный патронаж.
Патронаж новорожденного помогает маме научиться правилам ухода за малюткой и стать уверенной в том, что она все делает правильно. Кроме того, врач и медсестра могут выявить начальные признаки заболеваний, которые незаметны глазу молодых родителей. Успеха вам в уходе за малышом!
Патронаж медсестры в 1 месяц Дата:
Социальная среда (нужное подчеркнуть):уход за ребёнком – хороший, удовлетворительный, неудовлетворительный. Детское бельё - чистое: да, нет. Санитарно – гигиенические условия - удовлетворительные, неудовлетворительные. Дома с ребёнком: мама, папа, бабушка, др. родственники. Рекомендации по уходу за новорождённым выполняют полностью, частично, не выполняют.
Проведена беседа по профилактике рахита, особенностям ухода за ребёнком, обучена комплексу массажа №1.
Жалобы: нет; на_____________________________________________________________
Исключительно грудное
Смешанное
Осмотр:
Пупочная ранка: чистая, мокнет, под корочкой.
НПР : кратковременно фиксирует взгляд на ярком предмете _______, вздрагивает при резком звуке ________, первая улыбка ________, пытается держать головку лёжа на животе ________.
3.Туалет новорождённого ежедневно; умывание водой 28 0 С;
7.Гипоаллергенная диета маме: исключение острой, жареной, жирной, копчёной, сладкой пищи, полуфабрикатов, консервов, Продуктов повышающих газообразование. Использование смесей, фито - чаёв для кормящих мам – для поддержания достаточной лактации.
9.Дополнительно:
Подпись м/с
Патронаж медсестры в 2 месяца Дата:
Социальная среда
Жалобы
Вскармливание: 1. Грудное, 2. Смешанное, 3. Искусственное
Исключительно грудное вскармливание, лактация достаточная, недостаточная. Сосёт активно, по требованию, через _______ ч., не срыгивает, срыгивает: редко, часто, не обильно, фонтаном.
Смешанное : грудное молоко + докорм смесь _________ по мл раз;
Причина докорма: недостаточная лактация, желание мамы, выход на учёбу, работу, другое ___________________________________________________________
Искусственное: смесь _______________ по мл раз;
Причина перевода на искусственное вскармливание: отсутствие лактации, желание мамы, заболевание, мамы, ребёнка, выход на работу, учёбу, другое _________.
Осмотр:
Мышечный тонус: физиологический гипертонус сгибателей, гипотонус.
Носовое дыхание свободное, нос заложен, сопит носом, слизистое отделяемое из носа – обильное, не обильное.
Живот мягкий, безболезненный. Стул: изменения ________________________;
Без изменений: ежедневно, кашицеобразный, жёлтый, без примесей крови, зелени, слизи. _____ раз в день. Метеоризм: да, нет. Мочеиспускание свободное, безболезненное _____ раз в сутки. Характер сна___________________________________________________________
НПР : следит взором за движущейся перед глазами игрушкой ______, прислушивается____
Улыбается в ответ на речь взрослого _______, хорошо держит головку, 1-2 минуты, в вертикальном положении_______________________________________________________.
1.Питание: исключительно грудное, по требованию.
2.Купание ежедневно t – 37-38 0 C, ополаскивание t – 36-37 0 C; с детским мылом 1-2 раз /нед.
3.Туалет кожных покровов, носика, глаз ежедневно; умывание водой 27- 28 0 С;
4.Выкладывать на животик перед кормлением, материнский (тактильный) массаж, с 1,5 мес.- комплекс массажа и гимнастики - № 1;
5. Закаливание: сон на воздухе при t от -10 до +30 гр., воздушная ванна 5-6 мин.; прогулки: ежедневно
5.Ежедневно вит. Д 3 по кап./день.
6.Ежеднвно влажная уборка, проветривание в комнате ребёнка;
8.Консультация специалистов: невролог, окулист, хирург, УЗИ в/о + тбс, ЭХОКГ, НСГ.
9.Дополнительно:
Подпись м/с
Патронаж медсестры в 3 месяца Дата:
Социальная среда (нужное подчеркнуть):уход за ребёнком – хороший, удовлетворительный, неудовлетворительный. Детское бельё - чистое: да, нет. Санитарно – гигиенические условия - удовлетворительные, неудовлетворительные. Дома с ребёнком: мама, папа, бабушка, др. родственники. Рекомендации по уходу за ребёнком выполняют полностью, частично, не выполняют. Проведена беседа по особенностям ухода за ребёнком.
Жалобы : нет; на_____________________________________________________________
Вскармливание: 1. Грудное, 2. Смешанное, 3. Искусственное
Исключительно грудное вскармливание, лактация достаточная, недостаточная. Сосёт активно, по требованию, через _______ ч., не срыгивает, срыгивает: редко, часто, не обильно, фонтаном.
2.1.Смешанное : грудное молоко + докорм смесь _________ по мл раз;
Причина докорма: недостаточная лактация, желание мамы, выход на учёбу, работу, другое ___________________________________________________________
3.1.Искусственное: смесь _______________ по мл раз;
Причина перевода на искусственное вскармливание: отсутствие лактации, желание мамы, заболевание, мамы, ребёнка, выход на работу, учёбу, другое _________.
Осмотр:
Состояние ребёнка удовлетворительное, неудовлетворительное; На осмотр реагирует адекватно, улыбается, плачет Кожные покровы, слизистые: чистые, сыпь _________________________________;
Мышечный тонус: физиологический гипертонус сгибателей, гипотонус.
Носовое дыхание свободное, нос заложен, сопит носом, слизистое отделяемое из носа – обильное, не обильное.
Живот мягкий, безболезненный. Стул: изменения ________________________;
Без изменений: ежедневно, кашицеобразный, жёлтый, без примесей крови, зелени, слизи. _____раз в день. Метеоризм: да, нет. Мочеиспускание свободное, безболезненное _____ раз в сутки. Характер сна___________________________________________________________
НПР : следит взглядом за игрушкой _______, прислушивается____
комплекс «оживления»________, хорошо держит голову лежа на животе, есть упор ног _________, случайно наталкивается на игрушку рукой _________, гулит _________________.
А с, А з, Э, Д о, Д р -
1.Питание: исключительно грудное, через_____ ч.
2.Купание ежедневно t – 37-38 0 C, ополаскивание t – 35-36 0 C; с детским мылом 1-2 раз /нед.
3. Туалет кожных покровов, носика, глаз ежедневно; умывание водой 26 0 С;
4.Комплекс массажа и гимнастики - № 2;
5. Закаливание: сон на воздухе при t от -10 до +30 гр., воздушная ванна 5-6 мин.; прогулки: ежедневно
5.Ежедневно вит. Д 3 по кап./день.
6.Ежеднвно влажная уборка, проветривание в комнате ребёнка;
7.Гипоаллергенная диета маме: исключение острой, жареной, жирной, копчёной, сладкой пищи, полуфабрикатов, консервов, Продуктов повышающих газообразование. Использование смесей, фито- чаёв для кормящих мам – для поддержания достаточной лактации.
8.Консультация специалистов: невролог, ортопед, ЗРТ, ОАК, ОАМ.
9.Дополнительно:
Подпись м/с
Патронаж медсестры в 4 месяца Дата:
Социальная среда (нужное подчеркнуть):уход за ребёнком – хороший, удовлетворительный, неудовлетворительный. Детское бельё - чистое: да, нет. Санитарно – гигиенические условия - удовлетворительные, неудовлетворительные. Дома с ребёнком: мама, папа, бабушка, др. родственники. Рекомендации по уходу за ребёнком выполняют полностью, частично, не выполняют. Проведена беседа по особенностям ухода за ребёнком, правилам введения прикормов с 4- 6 мес., особенностям НПР в 4 мес., играм с ребёнком.
Жалобы : нет; на_____________________________________________________________
Вскармливание: 1. Грудное, 2. Смешанное, 3. Искусственное
Исключительно грудное вскармливание, лактация достаточная, недостаточная. Сосёт активно, по требованию, через _______ ч., не срыгивает, срыгивает: редко, часто, не обильно, фонтаном.
Смешанное : грудное молоко + докорм смесь _________ по мл раз;
Причина докорма: недостаточная лактация, желание мамы, выход на учёбу, работу, другое ___________________________________________________________
Искусственное: смесь _______________ по мл раз;
Прикорм: начали вводить, ввели прикорм № 1, 2. Однокомпонентные
Фруктовый сок _________________________ по ____________________________________.
Осмотр:
Состояние ребёнка удовлетворительное, неудовлетворительное; На осмотр реагирует адекватно, улыбается, плачет Кожные покровы, слизистые: чистые, сыпь ________________________________;
Носовое дыхание свободное, нос заложен, сопит носом, слизистое отделяемое из носа – обильное, не обильное.
Живот мягкий, безболезненный. Стул: изменения ________________________;
Без изменений: ежедневно, кашицеобразный, цвет __________, без примесей крови, зелени, слизи. _____ раз в день. Метеоризм: да, нет. Мочеиспускание свободное, безболезненное _____ раз в сутки. Характер сна _____________________________________________.
НПР : узнает мать _____, поворачивает голову на звук ________, переворачивается со спины на живот ______, захватывает подвешенную игрушку ________, громко смеётся _______, длительно гулит _______.
А с, А з, Э, Д о, Д р -
Прикормы: однокомпонентные продукты ________________________________________
Прикорм № 1______________________с______ч.л. доводить до _________________ гр.
2.Купание ежедневно t – 37-38 0 C, ополаскивание t – 36-37 0 C; с детским мылом 1-2 раз /нед.
3.Туалет кожных покровов, носика, глаз ежедневно; умывание водой 25 0 С;
5. Закаливание: сон на воздухе при t от -10 до +30 гр., воздушная ванна 5-6 мин.; прогулки: ежедневно
5.Ежедневно вит. Д 3 по кап./день.
6.Ежеднвно влажная уборка, проветривание в комнате ребёнка;
7.Консультация специалистов:
8.Дополнительно:
Подпись м/с
Патронаж медсестры в 5 месяцев Дата:
Социальная среда (нужное подчеркнуть):уход за ребёнком – хороший, удовлетворительный, неудовлетворительный. Детское бельё - чистое: да, нет. Санитарно – гигиенические условия - удовлетворительные, неудовлетворительные. Дома с ребёнком: мама, папа, бабушка, др. родственники. Рекомендации по уходу за ребёнком выполняют полностью, частично, не выполняют. Проведена беседа по особенностям ухода за ребёнком, правилам введения прикормов № 2, особенностям НПР в 5 мес., играм с ребёнком.
Жалобы : нет; на_____________________________________________________________
Вскармливание: 1. Грудное, 2. Смешанное, 3. Искусственное
Исключительно грудное вскармливание, лактация достаточная, недостаточная. Сосёт активно, по требованию, через _______ ч., не срыгивает, срыгивает: редко, часто, не обильно, фонтаном.
Смешанное : грудное молоко + докорм смесь _________ по мл раз;
Причина докорма: недостаточная лактация, желание мамы, выход на учёбу, работу, другое ___________________________________________________________
Искусственное: смесь _______________ по мл раз;
Причина перевода на искусственное вскармливание: отсутствие лактации, желание мамы, заболевание, мамы, ребёнка, выход на работу, учёбу, другое __________________________.
Аппетит хороший, избирательный.
Прикорм: начали вводить, ввели прикорм №1,2 однокомпонентные, многокомпонентные
Овощное пюре из ________________________ по ___________________________________;
Каша__________________________________по___________________________________;
Фруктовое пюре из ______________________ по ___________________________________;
Фруктовый сок ___________________________ по ____________________________________.
Осмотр:
Состояние ребёнка удовлетворительное, неудовлетворительное; На осмотр реагирует адекватно, улыбается, плачет Кожные покровы, слизистые: чистые, сыпь _________________________________;
Носовое дыхание свободное, нос заложен, сопит носом, слизистое отделяемое из носа – обильное, не обильное.
НПР : отличает чужих от своих _____, различает интонации ______, поворачивается со спины на живот ______, стоит не подгибая ног, при поддержке под мышки _____________, чётко берёт игрушку ______, продолжает долго гулить ______________________________
А с, А з, Э, Д о, Д р Р а -
1.Питание: грудное, смешанное, искусственное (смесь ___________ по ____гр.) через_____ ч.
Прикормы: монокомпонентные, многокомпонентные ______________________________
__________________________________________________________________________
Прикорм № 2______________________с______ч.л. доводить до _________________ гр.
Фруктовые пюре и фруктовые соки по 50 гр. (при полном введении прикормов №1 №2);
4.Ккомплекс массажа и гимнастики - № 3;
5. Закаливание: сон на воздухе при t от -10 до +30 гр., воздушная ванна 5-6 мин.; прогулки: ежедневно
5.Ежедневно вит. Д 3 по кап./день.
6.Ежеднвно влажная уборка, проветривание в комнате ребёнка;
7.Консультация специалистов:
8.Дополнительно:
Подпись м/с
Патронаж медсестры в 6 месяцев Дата:
Социальная среда (нужное подчеркнуть):уход за ребёнком – хороший, удовлетворительный, неудовлетворительный. Детское бельё - чистое: да, нет. Санитарно – гигиенические условия - удовлетворительные, неудовлетворительные. Дома с ребёнком: мама, папа, бабушка, др. родственники. Рекомендации по уходу за ребёнком выполняют полностью, частично, не выполняют. Проведена беседа по особенностям ухода за ребёнком, правилам введения прикормов № 3, особенностям НПР в 6 мес., играм с ребёнком.
Жалобы : нет; на_____________________________________________________________
Грудное
Искусственное: смесь _______________ по мл раз;
Причина перевода на искусственное вскармливание: отсутствие лактации, желание мамы, заболевание, мамы, ребёнка, выход на работу, учёбу, другое __________________________.
Прикорм:
Овощное пюре из ________________________ по ___________________________________;
Каша__________________________________по___________________________________;
Фруктовое пюре из ______________________ по ___________________________________;
Осмотр:
Состояние ребёнка удовлетворительное, неудовлетворительное; На осмотр реагирует адекватно, улыбается, плачет Кожные покровы, слизистые: чистые, сыпь _________________________________;
Носовое дыхание свободное, нос заложен, сопит носом, слизистое отделяемое из носа – обильное, не обильное.
Живот мягкий, безболезненный. Стул: изменения ___________________________________;
Без изменений: ежедневно, консистенция ____________, цвет __________, _____ раз в день. Мочеиспускание свободное, безболезненное _____ раз в сутки.
Характер сна_________________________________________________________________.
НПР : переворачивается с живота на спину _______, подползает _____________, свободно берёт игрушки из различных положений ________, произносит слоги(начало лепета)______________, снимает пищу губами при кормлении ____________________________________________.
Д о, Д р Р а, Р п, Н -
Прикормы: однокомпонентные и многокомпонентные, овощное пюре до 150 гр., каши 160-200 гр., фруктовые пюре и соки по 60 гр., мясо с ½ ч. л. до 20гр.
Прикорм № 3______________________с______ч.л. доводить до _________________ гр.
2.Купание ежедневно t – 37-38 0 C, ополаскивание t – 35-34 0 C;
3.Туалет кожных покровов, носика, глаз ежедневно; умывание водой 24 0 С;
5. Закаливание: сон на воздухе при t от -10 до +30 гр., воздушная ванна 5-6 мин.; прогулки: ежедневно
5.Ежедневно вит. Д 3 по кап./день.
6.Ежеднвно влажная уборка, проветривание в комнате ребёнка;
7.Консультация специалистов: невролог, ОАК,ОАМ.
8.Дополнительно:
Подпись м/с
Патронаж медсестры в 7 месяцев Дата:
Социальная среда (нужное подчеркнуть):уход за ребёнком – хороший, удовлетворительный, неудовлетворительный. Детское бельё - чистое: да, нет. Санитарно – гигиенические условия - удовлетворительные, неудовлетворительные. Дома с ребёнком: мама, папа, бабушка, др. родственники. Рекомендации по уходу за ребёнком выполняют полностью, частично, не выполняют. Проведена беседа по особенностям ухода за ребёнком, правилам рационального питания до года, особенностям НПР в 7 мес., играм с ребёнком.
Жалобы : нет; на_____________________________________________________________
Вскармливание: 1. Грудное, 2. Искусственное
Грудное вскармливание, лактация достаточная, недостаточная. Сосёт активно, по требованию, через _______ч. Аппетит хороший, избирательный.
Искусственное: смесь _______________ по мл раз;
Причина перевода на искусственное вскармливание: отсутствие лактации, желание мамы, заболевание, мамы, ребёнка, выход на работу, учёбу, другое __________________________.
Прикорм: начали вводить, ввели прикорм №1,2,3, однокомпонентные, многокомпонентные
Овощное пюре из ________________________ по ___________________________________;
Каша_________________________________по___________________________________;
Фруктовое пюре из ______________________ по ___________________________________;
Фруктовый сок ___________________________ по ____________________________________;
Желток ____________________________________________________________________,
Мясо _________________________________по___________________________________.
Осмотр:
Состояние ребёнка удовлетворительное, неудовлетворительное; На осмотр реагирует адекватно, улыбается, плачет Кожные покровы, слизистые: чистые, сыпь _________________________________;
Носовое дыхание свободное, нос заложен, сопит носом, слизистое отделяемое из носа – обильное, не обильное.
Живот мягкий, безболезненный. Стул: изменения ___________________________________;
Без изменений: ежедневно, консистенция ____________, цвет __________, _____ раз в день. Мочеиспускание свободное, безболезненное _____ раз в сутки.
Характер сна_________________________________________________________________.
НПР: ползает ________, перекладывает игрушку из руки в руку_____________________________
Многократно произносит слоги (лепечет)_________, на вопрос «Где?» -находит предмет _______, расположенный в определённом месте _________, пьёт из чашки, которую держит мама _______.
Д о, Д р Р а, Р п, Н -
1.Питание: грудное, искусственное (смесь ___________ по____ гр.) через_____ ч.
Прикормы: однокомпонентные и многокомпонентные, овощное пюре до 150 гр., каши 160-200 гр., фруктовые пюре и соки по 70 гр., желток ¼ ч. – 1-2 раза/нед., мясо до 30 гр.
2.Купание ежедневно t – 37-38 0 C, ополаскивание t – 35-34 0 C;
3.Туалет кожных покровов, носика, глаз ежедневно; умывание водой 24 0 С;
4.Ккомплекс массажа и гимнастики - № 4;
5. Закаливание: сон на воздухе при t от -10 до +30 гр., воздушная ванна 5-6 мин.; прогулки: ежедневно
5.Ежедневно вит. Д 3 по кап./день.
6.Ежеднвно влажная уборка, проветривание в комнате ребёнка;
7.Консультация специалистов:
8.Дополнительно:
Подпись м/с
Патронаж медсестры в 8 месяцев Дата:
Социальная среда (нужное подчеркнуть):уход за ребёнком – хороший, удовлетворительный, неудовлетворительный. Детское бельё - чистое: да, нет. Санитарно – гигиенические условия - удовлетворительные, неудовлетворительные. Дома с ребёнком: мама, папа, бабушка, др. родственники. Рекомендации по уходу за ребёнком выполняют полностью, частично, не выполняют. Проведена беседа по особенностям ухода за ребёнком, правилам рационального питания до года, особенностям НПР в 8 мес., играм с ребёнком.
Жалобы : нет; на_____________________________________________________________
Вскармливание: 1. Грудное, 2. Искусственное
Грудное вскармливание, лактация достаточная, недостаточная. Сосёт активно, по требованию, через _______ ч. Аппетит хороший, избирательный.
Искусственное: смесь _______________ по мл раз;
Причина перевода на искусственное вскармливание: отсутствие лактации, желание мамы, заболевание, мамы, ребёнка, выход на работу, учёбу, другое __________________________.
Прикорм: начали вводить, ввели прикорм №1,2,3, однокомпонентные, многокомпонентные
Овощное пюре из ________________________ по ___________________________________;
Каша__________________________________по___________________________________;
Фруктовое пюре из ______________________ по ___________________________________;
Фруктовый сок ___________________________ по ____________________________________;
Мясо _________________________________по___________________________________.
Осмотр:
Состояние ребёнка удовлетворительное, неудовлетворительное; На осмотр реагирует адекватно, улыбается, плачет Кожные покровы, слизистые: чистые, сыпь _________________________________;
Носовое дыхание свободное, нос заложен, сопит носом, слизистое отделяемое из носа – обильное, не обильное.
Живот мягкий, безболезненный. Стул: изменения ___________________________________;
Без изменений: ежедневно, консистенция ____________, цвет __________, _____ раз в день. Мочеиспускание свободное, безболезненное _____ раз в сутки.
Характер сна_________________________________________________________________.
НПР: самостоятельно садится и сиди _________, самостоятельно встаёт у опоры и переступает, держась за барьер _______________, игрушками занимается долго _________________________,
Громко произносит слоги __________, по просьбе выполняет «ладушки», «до свиданья»_______.
Д о, Д р Р а, Р п, Н -
1.Питание: грудное, искусственное (смесь ___________ по____ гр.) через_____ ч.
Прикормы: однокомпонентные и многокомпонентные, овощное пюре до 150 гр., каши 160-200 гр., фруктовые пюре и соки по 80 гр., мясо 10-30 гр., желток по ½ ч. через день, мясо до 40гр.+ субпродукты (печень), сухарик 10-15гр., горошек, укроп, лук., кефир детский до 200гр.
Рыбный прикорм с ______ ч. л. доводить до _________________ гр.
2.Купание ежедневно t – 37-38 0 C, ополаскивание t – 35-34 0 C;
3.Туалет кожных покровов, носика, глаз ежедневно; умывание водой 24 0 С;
4.Ккомплекс массажа и гимнастики - № 4;
6.Прогулки: ежедневно;
9.Консультация специалистов:
10.Дополнительно:
Подпись м/с
Патронаж медсестры в 9 месяцев Дата:
Социальная среда (нужное подчеркнуть):уход за ребёнком – хороший, удовлетворительный, неудовлетворительный. Детское бельё - чистое: да, нет. Санитарно – гигиенические условия - удовлетворительные, неудовлетворительные. Дома с ребёнком: мама, папа, бабушка, др. родственники. Рекомендации по уходу за ребёнком выполняют полностью, частично, не выполняют. Проведена беседа по особенностям ухода за ребёнком, правилам рационального питания до года, особенностям НПР в 9 мес., играм с ребёнком.
Жалобы : нет; на_____________________________________________________________
Вскармливание: 1. Грудное, 2. Искусственное
Грудное вскармливание, лактация достаточная, недостаточная. Сосёт активно, по требованию, через _______ ч. Аппетит хороший, избирательный.
Искусственное: смесь _______________ по мл раз;
Причина перевода на искусственное вскармливание: отсутствие лактации, желание мамы, заболевание, мамы, ребёнка, выход на работу, учёбу, другое __________________________.
Прикорм: начали вводить, ввели прикорм №1,2,3, однокомпонентные, многокомпонентные
Овощное пюре из ________________________ по ___________________________________;
Каша__________________________________по___________________________________;
Фруктовое пюре из ______________________ по ___________________________________;
Фруктовый сок ___________________________ по ____________________________________;
Желток _____________________________________________________________________,
Осмотр:
Состояние ребёнка удовлетворительное, неудовлетворительное; На осмотр реагирует адекватно, улыбается, плачет Кожные покровы, слизистые: чистые, сыпь _________________________________;
Носовое дыхание свободное, нос заложен, сопит носом, слизистое отделяемое из носа – обильное, не обильное.
Живот мягкий, безболезненный. Стул: изменения ___________________________________;
Без изменений: ежедневно, консистенция ____________, цвет __________, _____ раз в день. Мочеиспускание свободное, безболезненное _____ раз в сутки.
Характер сна_________________________________________________________________.
НПР: ходит при поддержке за обе руки ________, действует с предметами по- разному____
Подражает слогами, которые имеются в лепете ________, по просьбе находит предмет, достаёт его из массы игрушек ______, знает своё имя _______, умеет пить из чашки придерживая ее руками ____. Д о, Д р Р а, Р п, Н –
1.Питание: грудное, искусственное (смесь ___________ по____ гр.) через_____ ч.
Прикормы : однокомпонентные и многокомпонентные, овощное пюре до 150 гр., каши 160-200 гр., фруктовые пюре и соки по 90 гр., мясо 10-30 гр., желток по 1/2ч. через день, мясо (фрикадельки) + субпродукты до 50 гр., рыба по 50 гр. 1-2 раза в нед., кефир 200 гр.,
2.Купание ежедневно t – 37-38 0 C, ополаскивание t – 34-33 0 C;
3.Туалет кожных покровов, носика, глаз ежедневно; умывание водой 23 0 С;
4.Ккомплекс массажа и гимнастики - № 4;
5. Закаливание: сон на воздухе при t от -10 до +30 гр., воздушная ванна 10-15 мин.;
6.Прогулки: ежедневно;
7.Ежедневно вит. Д 3 по кап./день.
8.Ежеднвно влажная уборка, проветривание в комнате ребёнка;
9.Консультация специалистов: ОАК,ОАМ
10.Дополнительно:
Подпись м/с
Патронаж медсестры в 10 месяцев Дата:
Социальная среда (нужное подчеркнуть):уход за ребёнком – хороший, удовлетворительный, неудовлетворительный. Детское бельё - чистое: да, нет. Санитарно – гигиенические условия - удовлетворительные, неудовлетворительные. Дома с ребёнком: мама, папа, бабушка, др. родственники. Рекомендации по уходу за ребёнком выполняют полностью, частично, не выполняют. Проведена беседа по особенностям ухода за ребёнком, правилам рационального питания до года, особенностям НПР в 10 мес., играм с ребёнком.
Жалобы : нет; на_____________________________________________________________
Вскармливание: 1. Грудное, 2. Искусственное
Грудное вскармливание, лактация достаточная, недостаточная. Сосёт активно, по требованию, через _______ ч. Аппетит хороший, избирательный.
Искусственное: смесь _______________ по мл раз;
Причина перевода на искусственное вскармливание: отсутствие лактации, желание мамы, заболевание, мамы, ребёнка, выход на работу, учёбу, другое __________________________.
Прикорм: начали вводить, ввели прикорм №1,2,3, однокомпонентные, многокомпонентные
Овощное пюре из ________________________ по ___________________________________;
Каша__________________________________по___________________________________;
Фруктовое пюре из ______________________ по ___________________________________;
Фруктовый сок ___________________________ по ____________________________________;
Желток _____________________________________________________________________,
Мясо _________________________________по___________________________________,
Рыба ______________________, кефир __________________________________________.
Осмотр:
Состояние ребёнка удовлетворительное, неудовлетворительное; На осмотр реагирует адекватно, улыбается, плачет Кожные покровы, слизистые: чистые, сыпь _________________________________;
Носовое дыхание свободное, нос заложен, сопит носом, слизистое отделяемое из носа – обильное, не обильное.
Живот мягкий, безболезненный. Стул: изменения ___________________________________;
Без изменений: ежедневно, консистенция ____________, цвет __________, _____ раз в день. Мочеиспускание свободное, безболезненное _____ раз в сутки.
Характер сна_________________________________________________________________.
НПР: влезает на невысокую поверхность и слезает с неё ___________________________,
Умеет открывать, закрывать, вкладывать один предмет в другой _________, подражает разным слогам взрослого __________, знает названия частей тела ______________________, пьёт из чашки _____________. Д о, Д р Р а, Р п, Н –
1.Питание: грудное, искусственное (смесь ___________ по____ гр.) через_____ ч.
Прикормы : однокомпонентные и многокомпонентные, овощное пюре до 150 гр., каши 160-200 гр., фруктовые пюре и соки по 100 гр., мясо 20- 40 гр., желток по 1/2ч. через день, мясо (фрикадельки) + субпродукты до 50 гр., рыба по 50 гр. 1-2 раза в нед., кефир 200 гр.,
2.Купание ежедневно t – 37-38 0 C, ополаскивание t – 32-31C;
3.Туалет кожных покровов, носика, глаз ежедневно; умывание водой 22 0 С;
5. Закаливание: сон на воздухе при t от -10 до +30 гр., воздушная ванна 10-15 мин.;
6.Прогулки: ежедневно;
7.Ежедневно вит. Д 3 по кап./день.
8.Ежеднвно влажная уборка, проветривание в комнате ребёнка;
9.Консультация специалистов
10.Дополнительно:
Подпись м/с
Патронаж медсестры в 11 месяцев Дата:
Социальная среда (нужное подчеркнуть):уход за ребёнком – хороший, удовлетворительный, неудовлетворительный. Детское бельё - чистое: да, нет. Санитарно – гигиенические условия - удовлетворительные, неудовлетворительные. Дома с ребёнком: мама, папа, бабушка, др. родственники. Рекомендации по уходу за ребёнком выполняют полностью, частично, не выполняют. Проведена беседа по особенностям ухода за ребёнком, правилам рационального питания до года, особенностям НПР в 11 мес., играм с ребёнком.
Жалобы : нет; на_____________________________________________________________
Вскармливание: 1. Грудное, 2. Искусственное
Грудное вскармливание, лактация достаточная, недостаточная. Сосёт активно, по требованию, через _______ ч. Аппетит хороший, избирательный.
Искусственное: смесь _______________ по мл раз;
Причина перевода на искусственное вскармливание: отсутствие лактации, желание мамы, заболевание, мамы, ребёнка, выход на работу, учёбу, другое __________________________.
Прикорм: начали вводить, ввели прикорм №1,2,3, однокомпонентные, многокомпонентные
Овощное пюре из ________________________ по ___________________________________;
Каша__________________________________по___________________________________;
Фруктовое пюре из ______________________ по ___________________________________;
Фруктовый сок ___________________________ по ____________________________________;
Желток _____________________________________________________________________,
Мясо _________________________________по___________________________________,
Рыба ______________________, кефир __________________________________________.
Осмотр:
Состояние ребёнка удовлетворительное, неудовлетворительное; На осмотр реагирует адекватно, улыбается, плачет Кожные покровы, слизистые: чистые, сыпь _________________________________;
Носовое дыхание свободное, нос заложен, сопит носом, слизистое отделяемое из носа – обильное, не обильное.
Живот мягкий, безболезненный. Стул: изменения ___________________________________;
Без изменений: ежедневно, консистенция ____________, цвет __________, _____ раз в день. Мочеиспускание свободное, безболезненное _____ раз в сутки.
Характер сна_________________________________________________________________.
НПР: стоит самостоятельно без опоры ________, накладывает кубики, снимает и надевает кольца пирамидки _________, произносит первые слова – обозначения ________, выполняет элементарные требования взрослых _________, сам пьёт из чашки_____________________
Д о, Д р Р а, Р п, Н –
1.Питание: грудное, искусственное (смесь ___________ по____ гр.) через_____ ч.
Прикормы : однокомпонентные и многокомпонентные, овощное пюре до 150 гр., каши 160-200 гр., фруктовые пюре и соки по 100 гр., мясо 40-50 гр., желток по 1/2ч. через день, мясо (фрикадельки) + субпродукты до 50 гр., рыба по 50 гр. 1-2 раза в нед., кефир 200 гр.,
2.Купание ежедневно t – 37-38 0 C, ополаскивание t – 30-29C;
3.Туалет кожных покровов, носика, глаз ежедневно; умывание водой 21 0 С;
4.Ккомплекс массажа и гимнастики - № 5;
5. Закаливание: сон на воздухе при t от -10 до +30 гр., воздушная ванна 10-15 мин.;
6.Прогулки: ежедневно;
7.Ежедневно вит. Д 3 по кап./день.
8.Ежеднвно влажная уборка, проветривание в комнате ребёнка;
9.Консультация специалистов
10.Дополнительно:
Подпись м/с
Патронаж медсестры в 12 месяцев Дата:
Социальная среда (нужное подчеркнуть):уход за ребёнком – хороший, удовлетворительный, неудовлетворительный. Детское бельё - чистое: да, нет. Санитарно – гигиенические условия - удовлетворительные, неудовлетворительные. Дома с ребёнком: мама, папа, бабушка, др. родственники. Рекомендации по уходу за ребёнком выполняют полностью, частично, не выполняют. Проведена беседа по особенностям ухода за ребёнком, правилам рационального питания до года, особенностям НПР в 12 мес., играм с ребёнком.
Жалобы : нет; на_____________________________________________________________
Вскармливание: 1. Грудное, 2. Искусственное
Грудное вскармливание, лактация достаточная, недостаточная. Сосёт активно, по требованию, через _______ ч. Аппетит хороший, избирательный.
Искусственное: смесь _______________ по мл раз;
Причина перевода на искусственное вскармливание: отсутствие лактации, желание мамы, заболевание, мамы, ребёнка, выход на работу, учёбу, другое __________________________.
Прикорм: начали вводить, ввели прикорм №1,2,3, однокомпонентные, многокомпонентные
Овощное пюре из ________________________ по ___________________________________;
Каша__________________________________по___________________________________;
Фруктовое пюре из ______________________ по ___________________________________;
Фруктовый сок ___________________________ по ____________________________________;
Желток _____________________________________________________________________,
Мясо _________________________________по___________________________________,
Рыба ______________________, кефир __________________________________________.
Осмотр:
Состояние ребёнка удовлетворительное, неудовлетворительное; На осмотр реагирует адекватно, улыбается, плачет Кожные покровы, слизистые: чистые, сыпь _________________________________;
Носовое дыхание свободное, нос заложен, сопит носом, слизистое отделяемое из носа – обильное, не обильное.
Живот мягкий, безболезненный. Стул: изменения ___________________________________;
Без изменений: ежедневно, консистенция ____________, цвет __________, _____ раз в день. Мочеиспускание свободное, безболезненное _____ раз в сутки.
Характер сна_________________________________________________________________.
НПР: ходит самостоятельно _______________, произносит 8-10 слов ___________________, увеличивается запас понимаемых слов _________________, выполняет элементарные требования взрослых ___________________, сам берёт чашку и пьёт из неё _____________.
Д о, Д р Р а, Р п, Н –
1.Питание: грудное, искусственное (смесь ___________ по____ гр.) через_____ ч.
Прикормы : однокомпонентные и многокомпонентные, овощное пюре до 150 гр., каши 160-200 гр., фруктовые пюре и соки по 100 гр., мясо 50-60 гр., желток по 1/2ч. через день, мясо (фрикадельки, паровые котлеты) + субпродукты до 50 гр., рыба по 60 гр. 1-2 раза в нед., кефир 200 гр.,
2.Купание ежедневно t – 37-38 0 C, ополаскивание t – 28-27C;
3.Туалет кожных покровов, носика, глаз ежедневно; умывание водой 20 0 С;
4.Ккомплекс массажа и гимнастики - № 5;
5. Закаливание: сон на воздухе при t от -10 до +30 гр., воздушная ванна 10-15 мин.;
6.Прогулки: ежедневно;
7.Ежедневно вит. Д 3 по кап./день.
8.Ежеднвно влажная уборка, проветривание в комнате ребёнка;
9.Консультация специалистов
10.Дополнительно:
1. Алешина Е.И., Юрьев В.В. Практика вскармливания детей первого года жизни. СПб. -80с.
2. Афанасьева О. Детское питание. – М.: Эксмо, 2008. – 256с.
3. Боровик Т.Э., Ладодо К.С., Яцык Г.В., Скворцова В.А., Конь И.Я.: Национальная стратегия вскармливания детей первого года жизни в российской Федерации/ Практика педиатра. Детское питание, март 2008. – режим доступа к журналу:http://medi.ru. – Загл. с экрана
4. Боровик Т.Э., Скворцова В.А., Нетребенко О.К. Прикорм в питании грудных детей. Педиатрия, 2008; 87(4): с.79-85
5. Вальман Б., Томас Р. Первый год жизни ребёнка/ пер. с анг. М.: Издательство БИНОМ, 2006.- 152с., ил.
6. Гурова М.М. Современные подходы к питанию детей /М.М. Гурова/ - Москва: МедЭкспресс, 2007.-147с.
7. Грудное вскармливание. Как обеспечить успех / Практическое руководство для медицинских работников/ ВОЗ.: Копенгаген, 1997. – 135с.
8. Дружинин А., Дружинина О. Ваш ребёнок от 0 до 7 лет. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2008. – 191с.
9. Евграфова Л.Э. Практика грудного вскармливания: учебное пособие для студентов. – Архангельск, 2009. -82 с.
10. Ежова Н.В., Ермакова О.Э. вскармливание детей раннего возраста: Учебное пособие. – Мн.:Книжный Дом, 2005.- 3-46с.
11. Капранова Е.И. Основы вскармливания детей первого года жизни: учебно – методическое пособие /Е.И. Капранова и др./ - Ростов – на –Дону: Феникс, 2008.- с.87.: ил.
12. Кильдиярова Р.Р. Питание здорового ребёнка: руководство /Р.Р. Кильдиярова: - М.: – ГЭОТАР - Медиа, 2011. – 224 с. : ил.
13. Колмыкова А.С., Ткачева Н.В., Марочкина Л.И. и др. Здоровый ребенок от рождения до 7 лет. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 335с.
14. Конь И.Я. Детская диетология: достижения и проблемы /Педиатрия/2012/Том 91/ №3. – с.59-67.
15. Коровина Н.А., Захарова И.Н. К дискуссии по проблеме рационального вскармливания детей раннего возраста. Педиатрия. 2002 № 1. – с. 56-60
16. Крюгер А. Первый год жизни ребенка, М.: ООО Издательство Астрель», 2002. -317с.
17. Ладодо К.С., Дружинина Л.В. Детское питание от рождения до года. М.: Лабиринт Пресс, 2008. -240с.
18. Ладодо К.С., Дружинина Л. В. Детское питание от года до семи лет, 2008. -272с.
19. Макарова В.И., Плаксин В.А., Бабикова И.В. и др. Грудное вскармливание / методические рекомендации для студентов ФВСО. СГМУ.- Архангельск. 2006. – 40с.
20. Макарова В.И. Питание детей грудного возраста: учебное пособие/ В.И. Макарова, И.В. Бабикова, Н.Л. Избенко и др./ - Архангельск. 2003. – 35с.
21. Национальная программа оптимизации вскармливания детей первого года жизни в Российской Федерации. М.: Союз педиатров России, 2011
22. Санитарно - эпидемиологические правила и нормативы Сан ПИН 23.2.1940-05 «Организация детского питания» (с изменениями от 27.06.2008г.)
23. Фрэнсис М. 52 легких способа научить детей питаться правильно / Перевод с англ. Корняковой А.В. – М.:ЗАО Центрополиграф, 2008. – 8-10с.
24. Фрэнсис М. 52 лёгких способа научить детей питаться правильно. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2008. – 191с.
25. 7. Шовкун В.А., Усейнова Н.Н. питание детей от рождения до года. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. 22с.
1. Выяснить жалобы матери.
2. Изучить санитарное состояние квартиры и условия жизни ребенка. Отметить наличие кроватки, коляски, манежа, предметов ухода, соблюдение правил стирки и хранения детского белья, одежды, обработки посуды.
3. Дать анализ соблюдения возрастного режима дня (сколько раз ребенок спит днем и сколько часов ночью; организации бодр
ствования; выносят ли ребенка на улицу, когда, на какое время), оценить характер питания (вид вскармливания; кратность кормления; перечислить дополнительные продукты, получаемые ребенком; отметить аппетит).Особое внимание уделить сохранению грудного вскармливания, проведению массажа и гимнастики, закаливания, гигиене тела (частота купания, наличие отдельной ванночки), воспитательных мероприятий. Если накануне была сделана прививка, оценить общее состояние ребенка, выявить поствакцинальную реакцию (осложнения) и сообщить врачу. Уточнить проведение профилактики рахита. Проконтролировать выполнение предыдущих назначений врача.
4. Провести объективное обследование ребенка (перед обследованием вымытьруки\). Особое внимание обратить на:
· ведущие линии нервно-психического развития, параметры поведения (настроение и живость реакции на окружающее, сон, аппетит, характер бодрствования, отрицательные привычки, индивидуальные особенности);
· состояние кожи и подкожно-жирового слоя (цвет, чистота, влажность, эластичность кожи, тургор мягких тканей, толщина подкожно-жирового слоя; у новорожденного отметить состояние пупочной ранки);
· костно-мышечную систему (размеры и состояние краев большого родничка, количество зубов, порядок их прорезывания; мышечный тонус, двигательные умения);
· частоту дыхания, пульс, температуру тела;
· стул и диурез (частота и характер стула, частота мочеиспусканий);
· реакцию на вакцинацию БЦЖ (указать проявления местной реакции на БЦЖ: пятно, инфильтрат, везикула, язвочка, рубчик).
5. Провести инструктаж матери, дать ей рекомендации. Особое внимание обратить на соблюдение возрастного режима дня, вопросы рационального питания, физического воспитания, воспитательные мероприятия, подготовку к прививкам, профилактику пограничных состояний, а также устранение выявленных отклонений.
6. Сделать запись в патронажном листе. Подклеить патронажный лист в историю развития ребенка (ф. № 112/у).
Пример 10 |
Запись выполненного патронажа.
Ф.И.О. ребенка ___________________
Адрес _____________________________
Жалоб мать не предъявляет. Санитарное состояние квартиры удовлетворительное. Условия жизни ребенка хорошие. Имеет все необходимое. Гигиенические требования к содержанию предметов ухода, детского белья, одежды и посуды соблюдаются.
Ребенок большую часть суток спит. Засыпает быстро, сон неустойчив. Во сне и во время бодрствования отмечается периодическая хаотичность движений. Регулярно, 3-4 раза в день по 1,5-2 ч, малыш бывает на свежем воздухе. Купают ежедневно. Ребенок получает только материнское молоко. Кормят по требованию, обычно 6-7 раз в сутки днем и 1 раз ночью. Аппетит хороший.
Температура в помещении +22 °С. Мать регулярно проводит закаливающие процедуры (сон на свежем воздухе, воздушные ванны 5-6 мин во время пеленания, умывание водой с температурой +28 °С, гигиенические ванны при температуре воды +37 °Св течение 5-6 мин). Уделяет ребенку много внимания, разговаривает с ним, стимулирует сосредоточение и слежение за предметом, обнаружение источника звука. Использует игрушки простой формы, крупные, яркие, не многоцветные. Игрушка подвешена на расстоянии 70 см от груди, положение ее меняется. Перед кормлением ребенка выкладывает на живот.
При осмотре состояние ребенка удовлетворительное. Малыш удерживает взгляд на лице взрослого. Движения глазных яблок не всегда координированы. При сильном звуке он вздрагивает, мигает. Ручки слегка раскрыты. Голову удерживает несколько секунд. Кожные покровы чистые, бледно-розового цвета. На левом плече выявляются следы от вакцинации против туберкулеза – инфильтрат7 мм. Регионарные лимфатические узлы неувеличенные. Подкожный жировой слой на животе +2 см. Эластичность кожи хорошая. Мышечный тонус сгибателей повышен. Большой родничок имеет размеры 2 х 2,5 см, края умеренной плотности. Частота дыхания 40 в 1 мин, частота сердечных сокращений 130 в 1 мин. Температура тела 36,8 °С. Слизистая полости рта без изменений. Живот мягкий. Мочеиспускание свободное. Стул несколько раз в сутки, кашицеобразный, желтый, с кисловатым запахом.
1) о максимальном пребывании ребенка на свежем воздухе;
2) мать инструктирована, как поддержать лактацию;
3) о продолжении ребенку закаливающих процедур и воспитательном воздействии;
4) о частом и более длительном выкладывании его на живот.
Мать с ребенком приглашена на профилактический прием в поликлинику в возрасте ребенка 1 месяц.
Дата выполнения патронажа 07.07.2002 г.
Патронаж выполнила медсестра Л. И. Мышкина.
ТЕМАТИКА И ПЛАН БЕСЕД С МАТЕРЯМИ
(ИНСТРУКТАЖ)
План беседы с матерями (инструктаж) должен включать в себя введение, в котором обосновывается актуальность темы, основную часть, выводы и практические рекомендации. Работая над текстом беседы, следует использовать широкий спектр литературы, провести анализ сведений, дав собственную оценку и обосновав выводы.
Ожидание ребенка. Подготовка комнаты ребенка. Уголок ребенка, стол для пеленания, кроватка, коляска, постельные принадлежности, приданое, предметы ухода. Аптечка. Уборка комнаты, проветривание, температурный режим, идеальная система отопления.
В родильном доме. Первые дни жизни. Масса и длина тела новорожденного. Физиологические (пограничные) состояния. Иммунизация против вирусного гепатита и туберкулеза. Школа молодой матери. Уход за новорожденным ребенком. Выписка из родильного дома.
Основы рационального питания. Значение и преимущества грудного вскармливания. Понятия: исключительное и преимущественное вскармливание грудью. Значение грудного вскармливания, его преимущества.
Механизм образования молока. Строение молочной железы. Образование грудного молока. Признаки активного рефлекса выделения молока (ок-ситоцина). Факторы, сдерживающие выработку грудного молока. Рефлексы ребенка. Процесс сосания груди.
Изменения в составе грудного молока. Краткая характеристика молозива, переходного и зрелого молока. Раннее и позднее молоко. Раннее прикладывание к груди. Польза раннего прикладывания к груди для матери и ребенка, методика. Лактационные кризы.
Совместное размещение матери и ребенка. Способы организации совместного содержания, преимущества его для ребенка и матери.
Правила кормления грудью. Частота и продолжительность кормлений. Попеременное кормление одной и другой грудью. Продолжительность исключительно грудного вскармливания. Последствия предоставления ребенку воды, трав, молочных смесей. Вред применения сосок и пустышек. Гигиена кормящей матери. Микроклиматические условия содержания ребенка и лактация. Группы социальной поддержки матерей.
Техника кормления грудью. Психологическая подготовка матери к кормлению грудью. Поза матери. Положение ребенка у груди. Поддержка груди. Стимуляция рефлекса захватывания. Прикладывание ребенка к груди. Контроль правильности прикладывания и оценка кормления грудью. Завершение кормления.
Неправильное прикладывание к груди. Причины, признаки, тактика помощи матери.
Стимуляция выделения молока. Психологическая поддержка матери. Максимальный контакт матери и ребенка. Прием теплого питья перед кормлением грудью. Согревание груди. Стимуляция сосков. Массаж груди и спины.
Сцеживание грудного молока. Показания. Способы (руками, молокоотсосом ручным и электрическим, с помощью шприца-молокоотсоса, теплой бутылки), сравнительная характеристика, техника.
Методика вскармливания при затруднениях со стороны матери. Гипогалактия, затруднение выделения молока из грудных желез, большое количество молока, поступающего быстро, галакторея, неправильная форма сосков (плоский, втянутый, длинный, крупный), трещины, раздражение, кровотечение из соска, воспаление сосков, наполнение и нагрубание груди, закупорка млечного протока. Причины, признаки, тактика помощи матери.
Кесарево сечение, болезнь матери. Тактика помощи матери.
Кормление грудью и прием лекарственных препаратов. Влияние лекарственных средств на мать и ребенка. Тактика при приеме матерью лекарственных средств.
Методика вскармливания при затруднениях со стороны ребенка. Отказ от груди, плач, слабое сосание, расщелина губы и твердого нёба, короткая уздечка языка. Причины, тактика помощи матери. Вскармливание доношенных близнецов.
Питание и режим кормящей матери. Потребность в питании. Качественный состав рациона. Недостаточность питательных веществ (железа, йода, кальция, витамина А и др.). Режим питания. Влияние алкоголя, табака, чрезмерных количеств кофеина, наркотических веществ на лактацию и ребенка.
Правила введения прикормов и корригирующих добавок. Цели и правила введения, виды, сроки введения.
Опасность перевода ребенка на вскармливание молочными смесями. Причины перевода. Последствия вскармливания ребенка молочными смесями. Приемы сохранения и увеличения лактации.
Питание детей с 1 года до 7 лет. Требования к качеству и количеству продуктов, их кулинарной обработке. Распределение продуктов в течение суток. Калорийность пищи, ее распределение в зависимости от возраста.
Питание детей в условиях загрязнения окружающей среды радионуклидами. Технология приготовления пищи для уменьшения содержания радионуклидов. Использование радиопротекторных свойств пищи. Обогащение рациона минеральными веществами. Усиление выведения поступивших радионуклидов. Особенности питания кормящих матерей и детей раннего возраста.
Первый месяц жизни. Период новорожденности и его особенности. Встреча новорожденного дома. Трудности первых дней. Утренний туалет и осмотр. Обработка пупка. Текущий туалет. Купание. Пеленание. Укладывание в постель. Организация сна. Плач. Одежда. Уход за бельем (смена, стирка, полоскание, сушка, глажка, складывание и сортировка белья, хранение). Измерение температуры. Моча и стул. Гигиена матери. Обязанности отца. Взаимоотношения в семье.
Закаливание. Особенности дыхания детей. Проветривание. Прогулка на воздухе. Сон на балконе. Подготовка к прогулке. Дыхание через нос. «Улица» в комнате. Плавать раньше, чем ходить. Мощное средство закаливания и физического воспитания. Врожденный плавательный рефлекс. Бассейн детской поликлиники. Подготовка родителей к роли домашних инструкторов плавания. Необходимые приспособления. Обработка ванны и используемых для плавания предметов. Проводки по поверхности воды на спине и на груди. Первые азы ныряния.
Иммунизация против вирусного гепатита.
Второй месяц жизни. Посещение детской поликлиники. Развитие на втором месяце. Закаливающие процедуры. Массаж и гимнастика. Выкладывание на живот. Общение с младенцем. Режим дня. Гигиена тела. Рахит и его профилактика. Роднички. Сосание пальца.
Третий месяц жизни. «Комплекс оживления». Первые условные рефлексы. «Жаворонки» и «совы». Физическое и нервно-психическое развитие. Второй период обучения плаванию. Плавательные движения «на суше» и в воде. Новые виды поддержек на воде и приспособления к ним. Манеж. Признаки экссудативного диатеза. Особенности вскармливания при экссудативном диатезе. Пищевой дневник. Плач ребенка. Иммунизация против полиомиелита, коклюша, дифтерии и столбняка.
Четвертый месяц жизни. Прибавка в длине и массе тела. Первые слезы. Слюнотечение. Стрижка ногтей и волос. Влажные обтирания. Гимнастические упражнения. Первая ложка. Иммунизация против полиомиелита, коклюша, дифтерии и столбняка.
Пятый месяц жизни. Двигательные умения. Развитие. Игрушки. Воспитание с первых месяцев. Новое в режиме дня. Понос. Запор. Метеоризм. Профилактика заболеваний половых органов. Третий этап обучения плаванию. Иммунизация против полиомиелита, вирусного гепатита, коклюша, дифтерии и столбняка.
Шестой месяц жизни. Ползать раньше, чем сидеть. На руках и в кроватке. Гимнастические упражнения.
Седьмой месяц жизни. Первый жизненный опыт. Потребность в движении. Ребенок и взрослый. Воспитание «нельзя». Несчастные случаи. Гимнастические упражнения. Свободное плавание, ныряние, ходьба в воде. Первые зубы. Стоматит. Возрастные особенности экссудативного диатеза и особенности питания при нем.
Восьмой месяц жизни . Потребность в обществе. Новые двигательные умения. Дурные навыки. Воспитание полезных навыков. Строгий распорядок дня. Рахит во втором полугодии жизни. Особенности питания при рахите.
Девятый месяц жизни. Активные действия. Слова-обозначения. Усвоение значения слов. Изменения в одежде и обуви. Удлинение периода бодрствования. Насильственное кормление. Эстетика кормления. Гигиена сна. Завершающий период обучения плаванию.
Десятый месяц жизни. Темпы физического развития. Понимание простой речи. Игры со взрослыми. Купание сидя. Правильное сидение. Детская мебель. Гимнастические упражнения с предметами. Активная еда.
Одиннадцатый месяц жизни. Сложные действия. Новые игры. Попытки самостоятельно есть. Первые обобщения. Первые слова. Согласованность воспитательных приемов. Познание окружающего мира. Гимнастические упражнения по словесной команде. Прогулки на воздухе. Прогулочная коляска. Новые виды пищи. Суточное меню. Кормление полных я худых детей. Крапивница.
Двенадцатый месяц жизни. Итоги физического развития за год. Пропорции тела. Объем двигательных способностей и умений. Любознательность и отсутствие жизненного опыта. Общение со взрослыми. Восприятие музыки. Педагогические и непедагогические мероприятия. Онанизм. Закаливающие процедуры. Иммунизация против кори, эпидемического паротита и краснухи.
Недоношенный ребенок. Преждевременные роды. Признаки недоношенности. Недоразвитие внутренних органов и систем. Незрелость и особенности функции органов дыхания, пищеварения, несовершенство терморегуляции. Отделение выхаживания недоношенных детей. Особенности ухода за недоношенным ребенком. Пеленание. Купание. Свежий воздух. Суточный объем пищи. Методика кормления. Питье. Коррекция питания. Профилактика рахита и малокровия.
Врожденная гипотрофия. Внешние признаки. Причины возникновения. Основные особенности развития. Трудности вскармливания. Показатели выздоровления. Малорослость (гипостатура).
Травмированные в родах дети. Родовая травма. Причины возникновения черепно-мозговой травмы. Специализированные отделения для детей, травмированных в родах. Долечивание и особенности ухода в домашних условиях. Наблюдение. Бережное отношение к психике. Предупреждение остаточных явлений черепно-мозговой родовой травмы. Паралич руки. Кривошея. «Конская стопа». Переломы костей.
Некоторые аномалии развития. Врожденные пороки развития. Врожденный вывих бедра. Незаращение верхней губы. Дефекты твердого нёба.
Третье полугодие жизни. Показатели физического развития. Новые возможности познания. Достижения в двигательном развитии. Уголок для тихих игр. Коренные зубы. Воспитание положительных качеств. Комплекс
утренней гимнастики. Режим и организация дня. Гигиенические мероприятия. Требования к детской одежде и обуви. Основные компоненты пищи. Примерное недельное меню. Прививка против кори.
Четвертое полугодие жизни. Сложная координация движений. Использование подражательных действий. Игры и игрушки. Ласка и наказание. Левая рука. Однократный дневной сон. Игровой характер гимнастических занятий. Кулинарная обработка пищи. Суточный набор продуктов. Экссудативный диатез на втором году. Диета при экссудативном диатезе. Иммунизации против полиомиелита и коклюша, дифтерии и столбняка.
Третий год жизни. Пропорции тела. Последние молочные зубы и уход за ними. Рост работоспособности. Сюжетные игры. Фразовая речь. Самообслуживание. Трудовое воспитание. «Сто тысяч почему». Физическая нагрузка. Методика закаливания. Возрастная диететика. Организация приема пищи. Меню домашнего питания. Нелюбимая пища. Иммунизация против полиомиелита.
Четвертый год жизни. Дошкольный возраст. Костно-мышечная система. Нарушение осанки. Правильность посадки. Подбор возрастной мебели. Просмотр телепередач. Вечерний туалет. Гимнастика. Детские инфекции. Признаки болезней. Прогулки зимой. Обучение плаванию. Лето - лучшая пора дня закаливания. Посильный труд. Игра со взрослыми. Первая дружба. Питание. Объем блюд. Кулинарная обработка пищи. Ягоды и фрукты. Недельное меню.
Пятый год жизни. Становление основных черт характера. Обучение чистоплотности. Психические перегрузки. Чтение и книги. Радио и телевидение. Осознание своего «я». Воспитание воли и здоровья. Первые занятия спортом. Совместные походы. Суточный набор продуктов. Замена продуктов.
Шестой год жизни. Причины и профилактика нарушений осанки. Корригирующая гимнастика. Конституция. Типы высшей нервной деятельности. Воспитательные мероприятия. Заикание. Ночное недержание мочи. Контроль за поведением. Психологические половые различия. Глистная инвазия. Расширение дневного меню. Полные дети, причины полноты, питание и режим движения полных детей. Недельное меню для домашнего вскармливания детей 6-7 лет. Иммунизация против дифтерии и столбняка, кори, эпидемического паротита, краснухи.
Седьмой год жизни. Новые задачи. Усложнение двигательных способностей и умений. Подготовка к школе. Осмотр ребенка врачами- специалистами. Исправление выявленных дефектов здоровья. Рабочее место будущего первоклассника, его оборудование, освещение. Новый режим дня. Требования к будущему школьнику. Домашние задания. Внешкольные занятия. Иммунизация против полиомиелита и туберкулеза, дальнейшая плановая иммунизация детей.
Бабушка и дедушка. Обновление знаний по уходу за детьми и их воспитанию. Единство воспитательных приемов. Общая ответственность за итоги воспитания. Взаимное понимание старшего и младшего поколений.
Охрана прав матери и ребенка. Охрана здоровья матери и ребенка. Меры по поощрению материнства. Предоставление льгот беременным женщинам и матерям, имеющим детей раннего возраста.
Наиболее частые заболевания у детей грудного и старшего возрастов. Профилактика заболеваний. Основные проявления. Роль родителей помощников врача. Элементы оценки болезненного состояния ребенка. Данные, которые надо сообщать медицинскому работнику. Что нужно предпринять до прихода врача. Измерение температуры. Уход за больным ребенком в семье. Как давать лекарство больному ребенку. Компрессы, ингаляции, введение капель в нос, уши, глаза, клизмы. Режим питания больного ребенка.
Неотложная (домедицинская) помощь. Причины возникновения неотложных состояний, основные проявления, меры неотложной помощи, роль родителей, профилактика.
Разное. Организация приема детей в дошкольные учреждения. Гигиенические требования к организации сна. Патологический сон у детей. Энурез, причины возникновения, формы, особенности индивидуального подхода к детям. Скрытые депрессии у детей. Меры профилактики заболеваний уха, горла и носа. Использование традиционных и нетрадиционных методов закаливания. Влияние неблагоприятных метеоусловий на состояние детей. Охрана зрения у детей раннего, дошкольного и школьного возрастов. Гигиена половых органов. Неврозы, их предупреждение. Гигиенические требования к использованию компьютеров и других средств технического обучения. Особенности детского травматизма. Гигиенические требования к проведению физкультурных занятий. Медико-педагогический контроль за проведением физкультурных занятий. Прикус. Формирование его у детей. Меры профилактики аномалии прикуса. Формирование правильной осанки. Рациональное цветовое оформление помещений, где находится ребенок. Подготовка детей к школьному обучению. Учет индивидуальных особенностей при организации занятий.
Согласно пункту 16 Порядка оказания медицинской помощи по профилю «неонатология» (Приказ Минздрава России от 15.11.2012 № 921н) выписка новорожденного осуществляется при удовлетворительном его состоянии и отсутствии медицинских показаний к направлению в стационарные условия медицинской организации неонатологического или педиатрического профиля.
При этом, Порядок оказания педиатрической помощи утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 16.04.2012 № 366н. Согласно названному порядку оказания медицинской помощи организация диагностической и лечебной работы на дому, а также осуществление первичного патронажа новорожденных и детей до года жизни входит в функции детской поликлиники .
В этой связи Департамент здравоохранения города Москвы приказом от 27.12.2017 № 948 утвердил методические рекомендации по проведению патронажей детей первого месяца жизни на дому (далее - Методические рекомендации), о которых будет рассказано подробнее ниже.
Врач выполняет два патронажа, медицинская сестра - три патронажа. Дополнительный четвертый патронаж осуществляется медицинской сестрой по назначению врача при наличии медицинских показаний (далее будет раскрыт их алгоритм). Установлено, что в случае выявления отклонений в состоянии здоровья новорожденного остальные посещения врача и медицинской сестры проводятся как активные посещения ребенка на дому по заболеванию.
Для определения тактики патронажного наблюдения детей первого месяца жизни врач составляет план врачебных и сестринских патронажей. Отметим, что утвержденными Методическими рекомендациями предусмотрено проведение патронажей здоровых новорожденных , родившихся в срок, в возрасте от 0 до 28 дней.
В отношении патронажей доношенных новорожденных при наличии отклонений в состоянии здоровья ребенка и новорожденных, родившихся недоношенными , определено, что патронаж малышей осуществляется по индивидуальному графику , сформированному врачом и согласованному с заведующим педиатрическим отделением.
Патронажи медицинской сестрой осуществляются по алгоритму:
Под патронажем грудных детей подразумевается своего рода контроль и наблюдение за тем, в каких условиях живет ребенок и должное ли внимание родители уделяют его развитию и уходу за ним. Еще в начале двадцатых годов патронаж грудных детей начал практиковаться в Англии. Выглядел он таким образом, что женщины - просветительницы, являющиеся санитарными инспекторами, посещали молодые семьи, которые в недавнее время обзавелись детьми. Такие визиты носили цель - помощь родителям разобраться в некоторых вопросах, предоставить своему ребенку должных уход и развитие. Позже и в России стал популярен патронаж и первым его проявлением можно, считать посещение грудного ребенка на дому медсестрой. Вместе с развитием патронажа активно начали набирать популярность различные учреждения занимающиеся охраной и развитием детей, а также проводящие патронаж для матерей. Консультации, на учете в которых должна значиться новоиспеченная мама так же за основу своей работы берут консультации и патронажи.
Проводя патронаж больных детей на дому медсестра поможет маме в вопросе проведения необходимых гигиенических процедур необходимых для грудного ребенка, уместности того или иного питания во время болезни, принцип работы с клизмой и много других рекомендаций, которые необходима знать мама во время болезни ребенка. Так же медсестра при острой необходимости может вовлечь в патронаж и доктора.
В первый свой визит медсестра проводящая патронаж грудного ребенка обязательно заводит на него патронажный лист, в котором должны значиться полные данные о ребенке, возраст, результаты проведенных осмотров, а так же пометки касательно ухода и кормления ребенка, условия в которых проживает семья и ведет свой быт. С каждым следующим посещением грудного ребенка медсестрой патронажный лист пополняется записями, которые являются рекомендациями, советами молодой семье и результатами их выполнением.
Патронажные листы, заполненные в результате планового посещения грудного ребенка, помещаются в план развития ребенка, который ведется доктором в консультации. Во время патронажа медсестра делает пометки, касающиеся грудного ребенка и его окружения в тетради, и только потом переносит всю информацию в патронажный лист. Делается это для того, что бы листы были заполненные аккуратно, и не возникало путаницы с информацией.
Консультация предполагает наблюдение всех детей возрастом до четырех лет. На практике становится ясно, что частые патронажи детей уместны до года и таких посещений может быть в среднем до шести. В последнее время патронаж грудных детей проводится в большей мере в семьях, где ребенок является первым и у родителей практически отсутствует опыт необходимый им для ухода за грудным ребенком. Рассчитан патронаж для неблагополучных семей и его целью является установление норм поведения в семье и необходимых навыков по воспитанию и развитию ребенка.
Не стоит отказываться от предоставленного консультацией патронажа, ведь так появляется возможность получить профессиональные советы педиатрии по уходу, развитию, поддержания здоровья ребенка, а так же задать интересующие вопросы и получить на них ответы. В первое время молодой маме просто необходима помощь медперсонала, которая предоставляется исключительно с положительных намерений, дабы молодые семьи почувствовали поддержку и получили необходимую помощь.
Похожие материалы:
Социальный патронаж - это совокупность действий со стороны патронажной службы, которые заключаются в регулярном наблюдении за клиентом, выявлении степени влияния факторов...
Патронаж беременных заключается в предоставление беременной женщине общих сведений о беременности, возможных проблем с которыми она может столкнуться, необходимости соблюдения...