Красивоцветущие. Плодово-ягодные. Декоративно-лиственные

Введение. Общее описание повести, основная идея.

«Ночь перед Рождеством» - выдающаяся повесть Гоголя, множество раз экранизировалась и искренне полюбилась отечественному читателю. Входит в цикл повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки» . Невероятные фантастические события и живой язык описания делают повесть яркой и выделяющейся. Она буквально напитана фольклором, народными сказаниями и легендами.

Идейный смысл произведения наиболее полно можно понять, проанализировав взгляды Гоголя. В то время он все больше задумывался над величием демократии над слепым патриархальным укладом современной ему России. Его подпитывали прогрессивные веяния в области литературы и науки. Быт помещиков, их тугодумство и приверженность старым идеалам раздражала Гоголя, и он раз за разом высмеивал их жалкий образ жизни и примитивное мышление.

Очень важно, что в «Ночи перед Рождеством» добро побеждает зло, а свет держит верх над тьмой. Вакула отважен и великодушен, он не трусит и не складывает руки перед лицом трудностей. Именно такими, похожими на бравых былинных героев и хотел Гоголь видеть своих современников. Однако, реальность резко отличалось от его идеализированных представлений.

Автор пытается на примере Вакулы доказать, что только творя хорошие дела, ведя праведный образ жизни можно стать счастливым человеком. Власть же денег и попрание религиозных ценностей приведут человека на самое дно, сделают его безнравственной гниющей личностью, обреченной на безрадостное существование.

Все описание пронизано глубоким авторским юмором. Вспомнить только с какой насмешливой иронией он описывает придворное окружение императрицы. Обителей Петербургского дворца Гоголь изображает как заискивающих и раболепных людей, заглядывающих в рот вышестоящим.

История создания

Книга «Вечера на хуторе близ Диканьки» была издана в 1831 году, тогда же была написана и «Ночь перед Рождеством». Повести цикла рождались у Гоголя быстро и непринужденно. Доподлинно неизвестно, когда Гоголь приступил к работе над повестью, и когда впервые у него родилась идея ее создания. Есть данные о том, что первые слова он нанес на бумагу еще за год до выхода в свет книги. Хронологически события, описанные в повести приходятся на период примерно 50 годами ранее реального времени, а именно царствование Екатерины II и последняя депутация запорожцев.

Анализ произведения

Основной сюжет. Особенности композиционного строения.

(Иллюстрация Бубнова Александра Павловича к Н.В.Гоголю "Ночь перед Рождеством" )

Сюжет завязан на приключениях главного героя - кузнеца Вакулы и его любви к взбалмошной красавице Оксане. Разговор молодых людей и служит завязкой повести, первая красавица не селе обещает Вакуле замужество в обмен на царские черевички. Девушка вовсе не собирается выполнять данное ею слово, она смеется над юношей, понимая, что тот не сможет выполнить ее поручения. Но, согласно особенности построения жанра сказки, Вакуле удается исполнить желание красавицы, в этом ему помогает черт. Полет Вакулы в Петербург на прием к императрице является кульминацией повествования. Развязкой служит свадьба молодых людей и примирение Вакулы с отцом невесты, с которым у них были разлажены отношения.

В жанровом отношении повесть больше тяготеет к сказочному типу сложения. Согласно законам сказки, мы можем увидеть в финале повествования счастливый конец. Кроме того, множество героев берут свое начало именно из истоков древних русских сказаний, мы наблюдаем волшебство и власть темных сил над миром простых людей.

Образы главных героев

Кузнец Вакула

Главные герои - реальные персонажи, жителя хутора. Кузнец Вакула - настоящий украинский мужчина, вспыльчивый, но вместе с тем исключительно порядочный и честный. Он трудяга, хороший сын для своих родителей и, наверняка, станет отличным мужем и отцом. Он прост с точки зрения душевной организации, не витает в облаках и имеет открытый довольно добрый нрав. Он всего добивается благодаря твердости характера и несгибаемому духу.

Черноокая Оксана - главная красавица и завидная невеста. Она горда и высокомерна, в силу своей юности имеет вспыльчивый темперамент, несерьезна и ветрена. Оксана постоянно окружена мужским вниманием, любима своим отцом, старается одеваться в самые нарядные платья и бесконечно любуется собственным отражением в зеркале. Когда она узнала, что парубки хором провозгласили ее первой красавицей, она стала вести себя подобающим образом, постоянно досаждая всем своими капризами. Но молодых женихов такое поведение только забавляет, и они продолжают гурьбой бегать за девушкой.

Помимо главных героев повести описано множество не менее ярких второстепенных действующих лиц. Мать Вакулы - ведьма Солоха, появившаяся также и в «Сорочинской ярмарке», является вдовой. Привлекательная внешне, кокетливая дама, крутящая шашни с чертом. Несмотря на то, что она олицетворяет собой темную силу, образ ее описан весьма привлекательно и ничуть не отталкивает читателя. Также как и у Оксаны, у Солохи полно обожателей, в том числе иронично изображенный дьяк.

Заключение

Повесть сразу же после выхода в свет была признана необычайно поэтичной, захватывающей. Гоголь настолько умело передает весь колорит украинской деревни, что читателю как будто удается самому погостить там и погрузиться в этот волшебный мир на время прочтения книги. Все идеи Гоголь черпает из народных преданий: черт, укравший месяц, летающая на метле ведьма и так далее. Со свойственной ему художественной манерой он переделывает образы на свой поэтический лад, делая их уникальными и яркими. Реальные события переплетаются со сказочными настолько тесно, что тонкая грань между ними вовсе теряется - это еще одна особенность писательского гения Гоголя, которая пронизывает все его творчество и придает ему характерные черты.

Творчество Гоголя, его наполненные глубочайшим смыслом повести и романы принято считать образцовыми не только в отечественной, но и мировой литературе. Он настолько завладел умами и душами своих читателей, сумел нащупать такие глубинные струны человеческой души, что его творчество заслуженно считают подвижническим.

Повесть «Ночь перед рождеством» была написана Н. В. Гоголем в 1830 – 1832 годах. Первое издание произведения было опубликовано в 1832 году в типографии А. Плюшара. Повесть входит в известный цикл писателя «Вечера на хуторе близ Диканьки». В «Ночи перед Рождеством» Гоголь с юмором изобразил опоэтизированную сельскую жизнь в праздничный день, развернув сюжет вокруг истории любви кузнеца Вакулы и дочери богатого козака Оксаны.

Главные герои

Вакула – кузнец, «силач и детина хоть куда», в свободное время занимался «малеванием», был влюблен в Оксану и летал в Петербург на черте, чтобы достать для нее черевички самой царицы.

Оксана – дочь козака Чуба, возлюбленная Вакулы, ей «не минуло еще и семнадцати лет», «была капризна, как красавица».

Черт – невзлюбил Вакулу за то, что тот нарисовал его в дурном свете, возил кузнеца в Петербург.

Другие персонажи

Чуб – богатый козак, вдовец, отец Оксаны.

Солоха – ведьма, мать Вакулы, «имела от роду не больше сорока лет».

Пузатой Пацюк – знахарь, бывший запорожец, который уже много лет живет в Диканьке.

Голова, дьяк, кум Панас, царица Екатерина.

В Диканьке наступила зимняя, ясная ночь перед Рождеством. Неожиданно из трубы одной из хат вылетела ведьма верхом на метле и, поднявшись к небу, начала собирать в рукав звезды.

С другой стороны на небе появился черт. Он спрятал месяц в карман, и вокруг сразу сделалось темно. Сделал черт это для того, чтобы козак Чуб поленился идти по темноте и остался дома, а потому кузнец Вакула не смог прийти к его дочери Оксане. Так черт хотел отомстить кузнецу, который нарисовал его посрамленным на картине со Страшным судом.

Чуб вместе с Панасом, ожидая «добрую попойку» у дьяка выходят из хаты козака и видят, что на небе пропал месяц, и на улице стало совсем темно. Поколебавшись, они все же решают продолжить путь.

Пока Чуб ушел, оставшаяся одна дома Оксана любовалась собой перед зеркалом. За этим делом и застает девушку пришедший к ней Вакула. Кузнец обращается к Оксане с нежными речами, но она только смеется и издевается над ним. Раздосадованный Вакула решает, что девушка не любит его.

Неожиданно в двери постучали, и кузнец пошел открывать.

Мороз увеличивался, поэтому черт с ведьмой спустились через дымоход к ней в хату. Ведьмой была ни кто иная, как мать Вакулы – Солоха. Она умела так очаровывать мужчин, что к ней ходили многие козаки села, при этом ни один из них не знал о соперниках. Среди всех поклонников Солоха выделяла богатого козака Чуба.

Между тем, когда черт спускался в дымоход, он заметил Чуба и устроил сильную метель, пытаясь таким образом вернуть его домой.

И действительно – ничего не видя из-за метели, Чуб решил вернуться назад и они с кумом разошлись в разные стороны. Дойдя до своей хаты, козак постучал, но, услышав возмущенный крик Вакулы, решил, что это не его дом, и изменил голос. Не распознав в пришедшем Чуба, кузнец поколотил козака. Тогда Чуб, рассудив, что если Вакула здесь, то дома его нет, отправился к Солохе.

Пока черт летал из трубы и обратно, месяц вылетел из висевшей у него на боку «ладунки» и поднялся на небо. «Все осветилось. Метели как небывало» . На улице показались толпы колядующих парубков и девушек с мешками.

Девушки поспешили в дом Чуба. Оксана заметила у одной из девушек новые черевички и загрустила, что ей некому достать красивую обновку. Тогда Вакула сам вызвался достать «такие черевички, какие редкая панночка носит» . Шутя, Оксана сказала, что ей подойдут только те, которые носит сама царица и если кузнец их раздобудет, то она выйдет за него замуж.

К сидевшей с чертом Солохе неожиданно приходит дюжий голова. Пока женщина открывала двери, нечистый спрятался в мешке. Голова успел только выпить чарку водки и сказать, что из-за метели не попал к дьяку, как в двери снова постучали – это был сам дьяк. Солоха спрятала голову во второй мешок. Однако и беседа женщины с дьяком была скоро прервана – к Солохе пришел козак Чуб. Хозяйка спрятала в третий мешок дьяка, а вскоре в этом же мешке оказался и Чуб, который не хотел видеться с пришедшим к матери Вакулой.

Пока Солоха вышла к очередному посетителю, кузнец уносит все три мешка и, опечаленный издевательствами Оксаны, даже не замечает их тяжести.

На улице Вакула встречает колядующих. Оксана, смеясь, снова повторяет свое условие при всех. Расстроенный Вакула бросил мешки на землю и, взяв с собой самый маленький, попрощался со всеми и убежал.

Вакула решает пойти к местному знахарю – Пузатому Пацюку – «он, говорят, знает всех чертей и все сделает, что захочет» . Застав Пацюка за поеданием сначала галушек, а после вареников, которые сами летели в рот к хозяину, Вакула спрашивает у него как найти черта, чтобы попросить у того помощи. На это знахарь ответил ему: «Тому не нужно далеко ходить, у кого черт за плечами» . Испугавшись летящего ему в рот скоромного вареника, Вакула убегает от Пацюка.

Услышав слова кузнеца, черт тут же выскочил из мешка и предложил заключить контракт, подписав его кровью. Однако Вакула ухватил черта за хвост. Крестя нечистого, кузнец оседлал его и заставил отнести в Петербург к царице.

Оксана замечает оставленные Вакулой мешки и предлагает их забрать. Пока девчата ходили за санками, мешок с Чубом и дьяком уносит к себе вышедший из шинка кум. Во время ссоры Панаса с женой за содержимое мешка, из него вылезли Чуб и дьяк, объяснив, что решили так пошутить.

Девушки отвезли оставшийся мешок к Оксане. В это время вернулся домой Чуб и, обнаружив в мешке смущенного голову, был возмущен хитростью Солохи.

Долетев до Петербурга, черт обернулся конем, а после, по велению Вакулы, уменьшился и спрятался к нему в карман. Кузнец находит знакомых запорожцев, и с помощью нечистого получает согласие идти с ними к царице.

Во дворце запорожцев и Вакулу встретил Потемкин, а затем и сама царица. Когда Екатерина спросила у запорожцев, с какой просьбой они пришли к ней, кузнец тут же упал к ногам царицы, прося для своей жены такие же прекрасные черевички, как у нее. Екатерину развеселило его простодушие, и она приказала принести самые дорогие башмаки с золотом. Расхваливая ножки царицы, кузнец, подталкиваемый запорожцами, отошел назад и черт его мгновенно перенес уже «за шлахбаум» .

По Диканьке в это время уже пошли слухи, что Вакула то ли утонул, то ли повесился. Услышав об этом, Оксана очень расстроилась – ведь он любил ее, а теперь, возможно, навсегда ушел из села или вовсе пропал. Не появился Вакула и после обедни.

Обратно кузнец добрался еще быстрее, и, отвесив черту три удара хворостиной, отпустил его. Зайдя домой, Вакула тут же заснул и проспал до обедни. Проснувшись, кузнец взял с собой башмачки царицы для Оксаны и шапку и пояс для Чуба и отправился к козаку. После согласия отца на сватовство смущенная девушка сказала, что готова выйти замуж за Вакулу «и без черевичков» .

Женившись, кузнец размалевал всю свою хату, а в церкви изобразил черта в аду – «такого гадкого, что все плевали, когда проходили мимо» .

Заключение

В повести «Ночь перед Рождеством» Гоголь раскрывает тему народной жизни, изображая ряд типичных сельских персонажей – ловкого и сильного кузнеца Вакулу, красивую и самовлюбленную Оксану, глупого и богатого Чуба, хитрую Солоху и других. Вводя в повествование мифических персонажей (ведьму, черта, знахаря), автор приближает сюжет произведения к сказочному, таким образом переплетая в повести приемы реализма и романтизма.

Краткий пересказ «Ночи перед Рождеством» описывает основной сюжет произведения, но для лучшего понимания повести советуем ознакомиться с ее полным вариантом.

Тест по повести

Вопросы теста охватывают многие важные моменты краткого содержания произведения:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 1814.

Последний день перед Рождеством прошел. Морозило сильнее, чем с утра. Тут через трубу одной из хат вылетела ведьма. Она полетела, попутно собирая в рукав рассыпанные по небу звезды. Никто не увидел ее, потому что парни и девушки еще не вышли колядовать. Навстречу ведьме летел черт. Он крался к месяцу, чтобы украсть его. Черт уже давно был зол на кузнеца Вакулу, богобоязненного человека и лучшего живописца в Диканьке, за то, что тот нарисовал в церкви на стене картину Страшного суда. На ней дьявол изгонялся из ада, а грешники "били и гоняли его кнутами, поленами и всем чем ни попало". С тех пор черт поклялся мстить Вакуле, и только одна ночь оставалась ему, чтобы свободно гулять по свету. Кража месяца, по замыслу беса, должна была задержать дома уважаемого в селе казака Чуба, а это помешало бы кузнецу прийти к Чубовой дочке Оксане, первой красавице на селе. И действительно, "как только черт спрятал в карман свой месяц, вдруг по всему миру сделалось так темно, что не всякий нашел бы дорогу к шинку". Ведьма, увидев себя в темноте, вскрикнула. Тут черт, подъехавши к ней мелким бесом, принялся нашептывать ей на ухо то, что обычно нашептывают всему женскому роду. В это время Чуб с кумом, стоя на пороге, размышляют, стоит ли идти к дьяку на кутью в такую темень. Из-за боязни показаться друг другу ленивыми, они все же трогаются в путь. Оставшаяся одна дочка Чуба Оксана прихорашивается перед приходом подруг. Она любовно рассматривает себя в зеркале, приговаривая: "Разве черные брови и очи мои так хороши? Что тут хорошего в этом вздернутом кверху носе? и в щеках?.. Нет, хороша я! Ах, как хороша! Чудо!" За этим занятием ее и застает кузнец. Он долго не может насмотреться на гордую красавицу. Оксана очень холодно принимает его. Разговор их прерывается стуком в дверь, и Вакула идет открывать "в намерении отломать с досады бока первому попавшемуся человеку". За дверью оказывается сам Чуб, сбившийся с дороги. Он решил вернуться домой, но, услышав голос кузнеца, подумал, что попал не в свою хату, а в хату казака Левченко, к молодой жене которого, вероятно, и пришел кузнец. Испугавшись Вакулы, Чуб изменяет голос и говорит, что пришел поколядовать. Кузнец гонит его прочь. Тогда Чуб решает наведаться к матери Вакулы, ведьме Солохе, забавлявшейся в это время с чертом. Тем более что бес, влетая в хату Солохи через трубу, выронил месяц. Месяц воспользовался случаем и плавно поднялся на небо, осветив все вокруг. Метель утихла, и веселая и шумная молодежь высыпала на улицу. "Кучи девушек с мешками ввалились в хату Чуба и окружили Оксану". Оксана замечает на одной из подруг новые, шитые золотом черевички. При всех она заявляет, что выйдет замуж за кузнеца, если тот достанет ей черевички, которые носит царица. Раздосадованный уходит от нее Вакула и направляется домой.

В это время в хату к Солохе вваливается голова. Черт был вынужден спрятаться в мешок из-под угля. Нужно сказать, что Солоха охотно принимала у себя самых уважаемых казаков, да так, что ни один из них никогда не подозревал о существовании соперника. Но приветливее всего она была с вдовым казаком Чубом. У Солохи были далеко идущие планы - прибрать к рукам его богатство. Но, зная о любви своего сына к Оксане и опасаясь, как бы Вакула раньше нее не прибрал к себе имущество Чуба, она постоянно ссорила кузнеца с отцом Оксаны. И вот, не успел голова стряхнуть с себя снег, как в дверь постучал дьяк. Грузному голове пришлось лезть в мешок из-под угля. Но и самому дьяку не долго пришлось греться. До Солохи, наконец, дошел Чуб. А следом за ним в хату стал неистово стучать Вакула. Пришлось Чубу тоже прятаться в мешок, в тот самый, в котором уже сидел дьяк. Кузнец рассеянно оглядел углы своей хаты и увидел мешки. Подумав, что в мешках мусор, Вакула решает вынести их.

По дороге он встречает толпу девчат, среди которых Оксана. Бросив большие мешки, и оставив один маленький за плечами, кузнец идет следом за ней. Девушка снова смеется над Вакулой и говорит, что выйдет за него замуж, если он достанет ей царицыны черевички. Кузнец понимает, что ее требование выполнить невозможно и, отчаявшись, хочет утопиться в проруби. На бегу, он кричит парубкам, чтобы те попросили отца Кондрата помолиться за его грешную душу, так как ему не гулять больше на этом свете.

Поостыв, Вакула решает попробовать последнее средство. Он идет просить совета у запорожца Пацюка, про которого в Диканьке ходили слухи, что тот "приходится немного сродни черту". Вакула крайне удивлен, застав хозяина за поеданием вареников, которые сами обмакивались сметану и лезли ему в рот. Все, что сказал Пацюк Вакуле, это: "Тому не нужно далеко ходить, у кого черт за плечами". Тут кузнец заметил, что вареник в сметане лезет и к нему в рот. Вспомнив, что в эту ночь нельзя есть скоромное, кузнец выбегает из хаты, чтобы не набираться греха. Бес, сидящий в мешке, решает воспользоваться моментом и заполучить душу Вакулы. Ловко выскочив из мешка, он влезает на шею кузнецу и предлагает сделать так, что Оксана сегодня же будет принадлежать Вакуле, а взамен просит подписать контракт. Кузнец соглашается. Черт от радости принимается плясать у него на шее. Тут Вакула хватает его за хвост и крестит. Черт делается смирным, и Вакула, сев на него сверху, приказывает везти его к царице в Петербург.

Девушки находят брошенные Вакулой мешки, решают сходить за санками, чтобы отвезти их в дом к Оксане и посмотреть, что в них. В это время Чубов кум, призвав на подмогу ткача, волочит один из мешков в свою хату, думая, что в нем наколядованная еда. В мешке же оказываются Чуб и дьяк. Второй мешок девушки отвозят к Оксане, и голова вылезает в тот момент, когда в хату заходит Чуб. Смущенный голова спешит уйти, а Чуб принимается бранить Солоху за вероломство.

Кузнец приезжает в Петербург и с помощью черта присоединяется к запорожцам, проезжавшим осенью через Диканьку. Запорожцы сообщают Вакуле, что едут к царице на прием, и соглашаются взять его с собой. Кузнец оказывается во дворце, где поражается роскоши и великолепию окружающей обстановки. И вот он перед императрицей. Запорожцы приехали просить за свою Сечь. "Чего же хотите вы?", - спрашивает государыня. И тут Вакула бросается перед ней на колени и просит у царицы ее башмачки. Тронутая простодушием казака, императрица велит исполнить его просьбу. Вакула внезапно исчезает, и вот уже черт везет на себе кузнеца обратно в Диканьку.

А в это время в Диканьке начался переполох. Все только и говорят, что о смерти Вакулы. Сама Оксана жалеет, что так жестоко обходилась с человеком, дольше всех выносившим ее капризы. Она плохо спит ночью, а к утру понимает, что влюблена по уши в кузнеца.

Вакула приезжает домой, отпускает черта, отвесив перед тем ему три увесистых удара хворостиной. Наутро кузнец берет новые шапку и пояс и идет свататься. Он становится перед Чубом на колени и предлагает забыть прошлые обиды, после чего преподносит подарки и просит отдать за него Оксану. Прельщенный подарками, Чуб соглашается. Вошедшая Оксана так и ахнула от радости, увидев кузнеца. Она даже не взглянула на черевички: "Нет! Нет! мне не нужно черевиков! я и без черевиков..." И покраснела.

Оксана и Вакула поженились. Вакула на диво всем расписал свою хату красками, а в церкви намалевал черта в аду, да "такого гадкого, что все плевали, когда проходили мимо".

Данная повесть входит в цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки», ставший первой изданной под собственной фамилией книгой великого писателя. Из всего, что создал , «Ночь перед Рождеством», краткое содержание, или аннотация, которой приводится ниже, по словам Пушкина, является самым ярким образцом настоящей веселости без жеманства и чопорности.

Несмотря на сравнительно небольшой объем, «Ночь перед Рождеством» чрезвычайно плотно насыщена персонажами, хотя не все из них имеют равное значение для развития сюжета .

Героев повести можно разделить на главных и второстепенных.

Одни проходят через повествование от начала до конца, другие появляются в нем лишь однажды, но и они добавляют нотки доброго юмора в эту рождественскую сказку, наполненную ароматом Малороссии.

Список главных действующих лиц включает:

  • Вакулу – силача и детину хоть куда, небогатого молодого кузнеца и самодеятельного художника, подрабатывающего росписью хат, заборов, сундуков, посуды, а также безвозмездно украшающего храм Диканьки иконами и настенной живописью.
  • Оксану – первую красавицу Диканьки, уверенную в собственной неотразимости, гордую и капризную девушку, в которую безответно и безнадежно влюблен Вакула.
  • Богатого казака Чуба – отца Оксаны, вдовца, недолюбливающего бедного, но гордого и непокорного кузнеца, осмелившегося положить глаз на его единственную дочь.
  • Солоху – мать Вакулы, женщину сорока лет в расцвете сил, ведьму, пользующуюся большим успехом у местных солидных мужчин. Солоха имеет виды на Чуба и, желая помешать сыну жениться на Оксане, нарочно ссорит Вакулу с ее отцом.
  • Черта, у которого «любовные куры» с ведьмой и который люто ненавидит ее сына Вакулу за написанные им иконы и картины, посрамляющие нечистую силу.
  • Пузатого Пацюка – запорожского казака в отставке, который уже много лет живет в Диканьке и слывет опытным знахарем, а также человеком, знающимся с темными силами.

Остальные персонажи: дьяк, кум Панас, кумова жена, голова (говоря современным языком, глава сельской администрации) Диканьки, а также запорожцы, царица Екатерина II и другие,- служат дополнением к группе главных героев.

Все вместе они создают увлекательную сюжетную линию повести, которую молодой Гоголь написал уже почти 200 лет назад.

Обратите внимание! Книга вышла в свет в 1832 году, и с тех пор пользуется неизменным успехом у читателей. Ее с удовольствием читают и перечитывают россияне всех возрастов, от среднего школьного до пенсионного.

Аннотация

В книге рассказывается о том, что случилось однажды в полтавском селе Диканька. Этой полусказочной историей, дающей яркое и живое описание быта и обычаев украинского крестьянства последней трети XVIII века, открывается вторая книга «Вечеров…». Пересказ повести удобнее делать по главам, кратко излагая их содержание.

Темная ночь

В холодную и ясную предрождественскую ночь через печную трубу своей избы на небо взлетела ведьма на метле. В это же время там оказался и черт, который с рассветом должен был вернуться в ад, поскольку в этот праздник нечистой силе запрещено гулять по белу свету.

Черт задумал украсть месяц с целью помешать Чубу пойти вместе с кумом к дьяку на новоселье и праздничную вечернюю трапезу. Черт знал, что в этом случае девушка будет дома одна, и к ней придет Вакула, чтобы объясниться в любви.

Но если ее отец не пойдет к дьяку, у кузнеца ничего не выйдет. Затея удалась и, засунув месяц в сумку, висящую через плечо, черт подлетел к ведьме и стал шептать ей на ухо любезности.

Чуб вместе с кумом выходят из дома, и вдруг замечают, что на небе нет ни звезд, ни месяца. Кум предлагает вернуться.

Чуб, который и сам об этом подумывал, из упрямства решает поступить наперекор умному совету и во что бы то ни стало попасть к дьяку.

Куму все равно, он готов идти, и они с Чубом отправляются в путь в полной темноте.

Оставшись одна, Оксана наряжается и беседует сама с собой перед зеркалом. Кокетничая, девушка говорит, что она вовсе не так хороша, как о ней говорят, но, подумав, решает, что чудо как хороша.

Кузнец наблюдает за ней через окно хаты, затем заходит. Вакула спрашивает разрешения сесть возле нее на лавку, потом осмеливается на просьбу о поцелуе, но получает резкий отказ.

Оксана ждет, что к ней придут девчата с парубками, и они все вместе отправятся колядовать. Огорченный парень понимает, что он совсем не нужен Оксане.

Черевички

Снаружи разыгрывается метель, Чуб и кум сбиваются с дороги и решают вернуться. Кум сворачивает в шинок – кабак, а Чуб стучится в дверь своей хаты.

Открывает ему Вакула, и Чуб думает, что ошибся и попал в похожий на его хату дом Левченка, который также собирался к дьяку и у которого дома осталась молодая жена.

Чуб приходит к выводу, что Вакула навещает жену, пока мужа нет дома. Казак меняет голос, притворившись колядовщиком.

Кузнец колотит его и выталкивает из собственной избы. Чуб соображает, что, раз кузнец у Левченка, Солоха сейчас одна, и решает навестить ее.

Когда черт с ведьмой, замерзнув, возвращаются в ее дом через трубу, месяц выскальзывает из сумки и взлетает на небо. Сразу становится светло, и молодежь выходит на улицу колядовать. К Оксане, как она и ожидала, приходит толпа парубков и девчат.

На одной из подружек, Одарке, девушка замечает новые черевички и, продолжая кокетничать, говорит, что Одарке очень повезло, раз ей кто-то подарил такие чудесные башмачки, а вот ей, Оксане, никто не делает таких подарков.

Вакула обещает подарить любимой самые лучшие черевички. Красавица заявляет, что, если кузнец принесет ей черевички царицы, она выйдет за него замуж. Все смеются над незадачливым влюбленным.

Мешки

Солоха, уверенная, что ее кавалеры сейчас на вечеринке у дьяка, любезничает с чертом и вдруг слышит стук в дверь и голос головы. Она идет открывать, а черт тем временем прячется в один из стоящих у стены хаты мешков.

Не успел голова принять чарку водки из рук ведьмы, как снова раздался стук – в гости пожаловал дьяк, отменивший свой банкет из-за темноты и метели. Голова, не желая уронить свой авторитет встречей с дьяком в такой пикантной ситуации, просит любовницу спрятать его и залезает в самый большой мешок.

Любезности дьяка прерывает стук и голос Чуба, и он также отправляется в мешок. Но и Чубу не везет – вслед за ним возвращается расстроенный Вакула. Испуганный Чуб прячется в тот мешок, где уже сидит дьяк. Зайдя в дом, парень замечает мешки и решает вынести их в кузницу.

Мешки тяжелые, но кузнец думает, что это ему лишь кажется и всему виной тяжесть у него на душе.

Выйдя на улицу, кузнец видит толпу девчат и парубков и среди них Оксану, которая, смеясь, напоминает ему о своем обещании стать его женой, если он добудет черевички царицы.

Бросив большие мешки на снег, Вакула взваливает на спину мешок с чертом и идет, сам не зная куда.

Понимая, что не сможет забыть жестокую Оксану, он задумывается о том, что лучше расстаться с жизнью, чем так страдать.

В ответ на вопрос встретившихся друзей, куда это он направляется, влюбленный прощается с ними. Услышав это, досужая кумушка собирается рассказать всему селу, что кузнец повесился.

Поостыв на морозе, молодой человек передумывает. Вакула решает призвать на помощь нечистую силу и отправляется за советом к Пузатому Пацюку. Открыв дверь его хаты, он видит хозяина, который сидит на полу, по-турецки поджав ноги.

Перед ним стоят две миски, одна со сметаной, другая с варениками, и Пацюк, не прикасаясь руками, взглядом направляет вареники в сметану, затем раскрывает рот, куда сам собой залетает вареник. От удивления Вакула открывает рот, и один из вареников попадает туда.

Испуганно вытерев губы, ведь еще не кончился рождественский пост, когда запрещено есть мясные и молочные блюда, кузнец спрашивает Пацюка, как ему найти дорогу к черту.

Пацюк отвечает, что тому, у кого черт за спиной, не нужно никуда идти. Кузнец не понимает, что Пацюк имеет в виду мешок, с которым тот пришел.

Ничего не поняв, Вакула выбегает из хаты Пацюка и опускает мешок на землю.

Из мешка выскакивает черт, садится кузнецу на плечи и начинает уговаривать его продать душу, обещая в обмен исполнять все его желания.

К парню возвращается самообладание, он делает вид, что хочет залезть в карман за гвоздем, чтобы проколоть себе палец и кровью подписать договор. Сам же, изловчившись, хватает черта за хвост, сдергивает со спины и поднимает руку, чтобы перекрестить его. Испуганный черт умоляет не делать этого, и Вакула соглашается, если черт отвезет его на себе в Петербург и поможет увидеть царицу.

Оксана и ее подруги находят мешки, оставленные Вакулой, и думают, что там лежат разные вкусности, собранные им на колядках. Понимая, что не смогут унести такую тяжесть, они идут за санками.

Идущий по дороге кум также находит мешки и хочет отнести в шинок, чтобы обменять на выпивку, но передумывает, и вдвоем с ткачом, которого встретил по пути, тащит один из них, где сидит Чуб, к себе домой. Там их встречает жена кума и бросается на мужа и соседа, собираясь взять себе содержимое мешка.

Во время драки оттуда вылезает Чуб и делает вид, что нарочно забрался в мешок, чтобы подшутить над соседями.

Они лезут в мешок, надеясь найти там поросенка, а находят дьяка. Изумленный Чуб понимает, что Солоха дарит свое расположение отнюдь не ему одному.

Возвратившиеся с санками девушки находят на дороге только один мешок и везут его в дом Чуба, чтобы поделить угощение, которое, как они полагают, в нем лежит.

Услышав икоту головы из мешка, они испуганно вскрикивают и, бросившись из дверей, натыкаются на входящего Чуба. Узнав, что девчата нашли на дороге мешок, в котором кто-то сидит, Чуб подходит и видит вылезающего из мешка голову.

Растерянные Чуб и голова, не зная, что сказать, перекидываются фразами о погоде и о том, чем лучше чистить сапоги. Голова уходит, а Чуб окончательно разочаровывается в Солохе.

Оксана

Вакула прилетает в Петербург верхом на черте и присоединяется к делегации запорожцев, у которых назначена встреча с царицей.

Во время приема Екатерина спрашивает у запорожцев, чего они хотят.

Не долго думая, Вакула решает воспользоваться моментом и заявляет, что хотел бы получить черевички, которые носит на своих прекрасных стройных ножках царица.

Изумленная и растроганная простодушной наивностью комплимента, императрица дарит ему пару туфелек, и кузнец летит обратно.

Тем временем жители Диканьки, уверенные, что кузнец покончил с собой, спорят о том, повесился он или утопился.

Оксана слышит эти разговоры, ей становится жаль парня, она раскаивается в том, что была с ним так холодна, и понимает, что любит его. На утро Рождества в церкви проходит праздничная служба, все обращают внимание на отсутствие Вакулы и окончательно уверяются в том, что его нет в живых.

Вернувшийся из Петербурга Вакула отпускает восвояси черта, отвесив ему три палочных удара, и заваливается спать. Проснувшись, он понимает, что проспал церковную службу.

На следующей неделе кузнец собирается исповедаться в грехах, а пока что нарядный идет к Чубу с подарками сватать Оксану, захватив с собой черевички.

Чуб мирится с ним и соглашается принять сватовство, а Оксана говорит, что черевички ей не нужны – она и так любит Вакулу.

Спустя несколько лет через Диканьку проезжал архиерей, и, увидев молодую женщину, стоящую с ребенком возле расписанной узорами и цветами белой хаты, спросил, чей это дом такой нарядный.

«Кузнеца Вакулы!» – ответила молодка, которая была Оксаной. Так счастливо заканчивается повесть «Ночь перед Рождеством», краткое содержание которой было изложено выше.

Вариации «Ночь перед Рождеством»

Такой прекрасный сказочный сюжет не мог не послужить источником вдохновения для многих авторов, работающих в различных жанрах.

Произведения на тему «Ночи…» стали возникать несколько лет спустя после выхода книги в свет, и процесс продолжается до наших дней .

Вот как выглядит список этих произведений:

  1. Опера «Кузнец Вакула», сочиненная П.И. Чайковским в 1874 году, во второй редакции (1887 год) получившая название «Черевички», под которым она и сохранилась в истории.
  2. Опера «Ночь перед Рождеством», написанная Н. Римским-Корсаковым в 1887 году.
  3. Фильм немого кино «Ночь перед Рождеством», поставленный в 1913 году режиссером Владиславом Старевичем.
  4. Одноименный мультипликационный фильм 1951 года.
  5. Фильм-опера «Черевички» 1944 года.
  6. «Вечера на хуторе близ Диканьки» 1961 года – известнейший художественный фильм, режиссером которого стал Александр Роу.
  7. Телевизионный мюзикл «Вечера на хуторе близ Диканьки» 2002 года.

Обратите внимание! Это доказывает, что даже небольшое по объему произведение, написанное гениальным автором, может стать настоящим шедевром.

Полезное видео

Подведем итоги

«Вечера…» совершенно заслуженно вошли в золотой список произведений русской литературы, созданных в позапрошлом веке.

Рассказ этот включен в цикл историй «Вечера на хуторе близ Диканьки», записанных и пересказанных гостеприимным пасечником Рудым Панько. Его очень краткое содержание необходимо ученику, ведь украинский фольклор сложен для понимания, и не помешало бы дополнительно прояснить основные события произведения. дабы понять и запомнить сюжет.

(275 слов) Рождественской ночью, когда месяц только взошел на небе, а молодежь собирается на колядки, черт ворует с небосвода месяц. В это же время кузнец Вакула приходит к дочери казака Чуба Оксане. Она насмехается над влюбленным парубком и говорит, что выйдет за него, если только получит черевички как у самой царицы.

Раздосадованный парубок идет домой. А дома мать Вакулы, ведьма Солоха, принимает у себя по очереди черта, сельского голову, дьяка, а потом и отца Оксаны Чуба. Испугавшись голову, черт залезает в один из мешков на полу хаты. В такой же мешок прячется голова, с приходом дьяка. Дьяк тоже вскоре оказывается в мешке из-за Чуба. А с приходом Вакулы, в мешок лезет и Чуб. Вакула выносит мешки из хаты, не замечая их тяжести, но встретив Оксану с толпой колядующих, бросает все, кроме самого легкого. Бежит он к Пузатому Пацюку, который, по слухам, сродни черту. Ничего от Пацюка не добившись, несчастный кузнец снова оказывается на улице, и тут из мешка на него прыгает черт. Перекрестив его, Вакула приказывает нечисти везти его к императрице в Петербург. Тем временем, из мешков выбираются Чуб, дьяк и голова.

Вакула, оказавшись в Петербурге, уговаривает запорожских казаков взять его с собой на прием в царицын дворец. Там он просит у Екатерины царские её башмачки, а получив их, поскорее отправляется домой.

На хуторе уже пошли слухи, что Вакула от горя и помешательства покончил с собой. Оксана узнает об этом, не может спать всю ночь, а не увидев поутру всегда набожного кузнеца в церкви, понимает, что любит его.

Вакула же от усталости проспал церковную службу, а проснувшись, идет свататься к Оксане с черевичками. Чуб дает свое согласие, как и его дочь, которой уже не нужны никакие туфли.

Отзыв: Как и все произведения Гоголя, «Ночь перед Рождеством» не лишена мистической тематики. Любовь, которой то помогает, то препятствует нечистая сила, остается главной темой почти каждой истории этого цикла. И все это на фоне быта украинского хутора, с бесценным колоритом. А для более точной передачи картины – истинно гоголевская лексика, с использованием «говорящих» фамилий и народной разговорной речи.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Красивоцветущие. Плодово-ягодные. Декоративно-лиственные