Красивоцветущие. Плодово-ягодные. Декоративно-лиственные

«Рассвет» Фёдор Тютчев

Не в первый раз кричит петух;
Кричит он живо, бодро, смело;
Уж месяц на небе потух,
Струя в Босфоре заалела.

Еще молчат колокола,
А уж восток заря румянит;
Ночь бесконечная прошла,
И скоро светлый день настанет.

Вставай же, Русь! Уж близок час!
Вставай Христовой службы ради!
Уж не пора ль, перекрестясь,
Ударить в колокол в Царьграде?

Раздайся благовестный звон,
И весь Восток им огласися!..
Тебя зовет и будит он, -
Вставай, мужайся, ополчися,

В доспехи веры грудь одень,
И с Богом, исполин державный!..
О Русь, велик грядущий день,
Вселенский день и православный!

Анализ стихотворения Тютчева «Рассвет»

Произведение, датированное концом 1849 г., было расценено современниками как пророчество, предвещавшее события Крымской войны. Позднее исследователи отмечали богатый символический контекст «Рассвета», связывая его с идеей возрождения и укрепления славянского мира.

Аллегорическая картина зарождения нового дня красочна, проникнута оптимистическим настроением. Тишину прорезывает громкий и энергичный крик петуха, для характеристики которого поэт применяет три однородных обстоятельства образа действия, выраженные наречиями. Акустический образ поддерживают живописные детали: бледнеющий месяц уступает место румяной заре, и солнечные лучи придают водам алый оттенок. Топоним, включенный в природную зарисовку, намекает на ее символическое значение. Цель, тревожащая воображение, располагается за проливом, восточнее позиции субъекта речи.

Наступающий светлый день призван пробудить дремлющую Русь. Именно к ней, могущественной позитивной силе, обращены многочисленные призывы, размещенные в трех последних катренах. На Отечество возложена высокая миссия возрождения православного мира, торжественно именуемая «Христовой службой». Звуковым выражением, сигналом к борьбе, является величественный «благовестный» звон священного царьградского колокола. Последний столь силен, что способен охватить восточные земли и пробудить православное воинство.

Характер лексических средств, задействованных автором, определен интонациями призыва. В комплекс глаголов в повелительном наклонении, насчитывающий семь примеров, входит анафора «вставай». Сходные функции выполняют разговорная конструкция «Не пора ли» и напутствующая формула «С богом».

В финальном четверостишии появляется обобщенный символический образ Руси-воина, богатыря-«исполина», к которому настойчиво обращается лирический герой. Примечательно, что могучего ратника защищают «доспехи веры». Персонаж руководствуется возвышенными целями, он готов сражаться за великое будущее православного мира - таково значение метафоры.

Идея избранничества русской нации развивается в « », созданном через четыре месяца после анализируемого текста. Преображающая сила, выражением которой выступает сверхличностный глас свыше, меняет образ российского императора: он становится «всеславянским» повелителем и защитником.

Стихотворение «Рассвет» вышло из-под пера Тютчева в конце 1849 г. Литературоведы отмечают, что смысл произведения основан на символах. Современники Тютчева считали, что «Рассветом» поэт предсказал Крымскую войну. Существует также мнение, что между строк стихотворения легко читается идея возрождения славянского мира.

Тема стихотворения – призыв к восстанию, которое необходимо для наступления новой жизни православных людей. Автор утверждает, что воплотить мечты о возрождении Руси и светлого будущего православных народов можно только вместе.

В центре «Рассвета» лирический герой, который взывает к Руси. Однако обращение видим только в третьей строфе. В первых двух описывается пейзаж, отображающий раннюю пору. Сначала читатель «слышит» крик петуха. Ф. Тютчев утверждает, что тот кукарекает не первый раз. Постепенно угасает месяц, а струя Босфора окрашивается в алый свет, исходящий от солнца. В такую пору вокруг царит молчание, даже церковные колокола не звонят. Лирический герой любуется алой зарей, предвещающей светлый день.

Пейзажную зарисовку можно воспринимать не только в прямом смысле, но и в переносном, особенно если учесть содержание следующих катренов. Под ночью автор скрывает период, неблагоприятный для народа. Рассвет – зарождение идей, движений, которые способны изменить жизнь к лучшему, ускорить наступление «дня». Петух в таком контексте – человек, который первым провозглашает идеи, пытаясь найти поддержку в народе. Не зря сказано, что птица кричит «живо, бодро, смело».

После лаконичного пейзажа автор переходит к призывам. Его лирический герой обращается к Руси. Он уверен, что пора подниматься, потому что «близок час». Он не говорит, какие события подразумеваются под этой многозначительной фразой. Однако понятно, что они будут направлены во благо христиан. Далее герой взывает к колоколам, чтобы те оповестили Восток. Мужчина считает, что главным оружием для тех, кто «встанет» будет вера, а защитником – Бог. В последних строках лирическое «Я» выражает уверенность в том, что Вселенский православный день обязательно наступит.

Стихотворение Ф. Тютчева «Рассвет» четко делится на смысловые части. Первая – пейзажная зарисовка, вторая – обращение к Руси, призывы к восстанию. Во второй части важную роль играют восклицательные предложения. Формально произведение делится на пять катренов, каждый из которых относительно завершенный по смыслу. Строки в четверостишьях объединяются перекрестной рифмовкой. Стихотворный размер – четырехстопный ямб.

Стихотворение изобилует художественными средствами. Они помогают автору раскрыть тему и донести идею. В текст много метафор: «месяц на небе потух», «молчат колокола», «восток заря румянит», «вставай же, Русь», «в доспехи веры грудь одень». Поэт использовал эпитеты, выраженные не только прилагательными, но и наречиями: кричит «живо, бодро, смело», «благовестный звон», «Вселенский день». О серьезности обстоятельств перед «рассветом» говорит гипербола «ночь бесконечная».

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Красивоцветущие. Плодово-ягодные. Декоративно-лиственные