Красивоцветущие. Плодово-ягодные. Декоративно-лиственные

Е Ж З И У Х Ч Ш
Полубоги и люди

ЮПИТЕР

Могущественный властитель неба, олицетворение солнечного света, грозы, бури, в гневе метавший молнии, поражая ими непокорных его божественной воле, - таков был верховный владыка богов Юпитер. Его обитель находилась на высоких горах, оттуда он обнимал взглядом весь мир, от него зависела судьба отдельных людей и народов.

Свою волю Юпитер выражал раскатами грома, блеском молнии, полетом птиц (особенно появлением орла, ему посвященного)иногда он посылал вещие сны, в которых открывал грядущее. Жрецы грозного бога - понтифики - совершали особо торжественные церемонии в тех местах, куда ударяла молния. Этот участок огораживался, чтобы никто не мог по нему пройти и, таким образом, осквернить священное место. Земля бережно собиралась и закапывалась вместе с куском кремня - символом молнии. Жрец воздвигал на этом месте жертвенник и приносил в жертву двухгодовалую овцу. Юпитеру - могущественному защитнику, дарующему победу и богатую военную добычу, - на Капитолийском холме в Риме был воздвигнут грандиозный храм, куда полководцы, возвращаясь из победоносных походов, приносили доспехи побежденных вождей и самые ценные сокровища, отнятые у врагов. Юпитер одновременно покровительствовал людям и освящал их взаимоотношения. Он жестоко карал клятвопреступников и нарушителей обычаев гостеприимства. В честь этого высочайшего бога всего древнего Лациума несколько раз в году проводились общие празднества - при начале посева и окончании жатвы, при сборе винограда. В Риме устраивались ежегодно Капитолийские и Большие игры с конными состязаниями и соревнованиями атлетов. Величайшему и прозорливому Юпитеру, управляющему судьбами мира и людей, были посвящены самые важные дни года - иды каждого месяца. Имя Юпитера упоминалось при всяком значительном деле - государственном или частном. Его именем клялись, и клятва считалась нерушимой, ибо скорый на расправу и раздражительный бог неумолимо карал нечестивца. Поскольку основные черты италийского Юпитера были очень сходны с образом верховного божества греков Зевса , то с усилением влияния греческой культуры в римскую религию влились элементы греческой мифологии, и многие сказания, связанные с Зевсом, были перенесены на Юпитера. Его отцом стали называть Сатурна, бога посевов, который первым дал людям пищу и правил ими во времена золотого века, подобно греческому Кроносу . Таким образом, и жена Сатурна, богиня богатой жатвы Опс, стала считаться матерью Юпитера, а поскольку при обращении к богине предписывалось касаться земли, то ее образ, естественно, слился с образом богини Реи, супруги Кроноса.

Особенно яркими были празднества в честь Сатурна и его супруги - сатурналии , начинавшиеся 17 декабря после окончания жатвы и продолжавшиеся семь дней. Во время этих празднеств люди стремились воскресить память о золотом веке царствования Сатурна, когда, по словам римского поэта Овидия, «вечно стояла весна» и «урожай без распашки Земля приносила», «сладкий вкушали покой безопасно живущие люди». И действительно в дни сатурналий люди проводили время в беззаботном веселье, играх, плясках, пирах. Они делали своим близким подарки и даже рабов, освободив от работ, сажали с собой за стол и угощали, считая, что отдают этим дань существовавшему некогда равенству между людьми.

Материал из Wiki

Юпитер (мифология) Юпитер (мифология)

Изображение храма Юпитера Капитолийского отчеканено на денарии 75 года до н.э. при M. Volteius .

После заката Римской Империи имена Юпитера и Зевса стали употребляться практически без различий. Юпитер, как и Зевс, изображался полным достоинства, с бородой, часто на троне, с орлом , молнией и скипетром .

Именем бога названа пятая планета от Солнца Юпитер , крупнейшая в Солнечной системе .

Напишите отзыв о статье "Юпитер (мифология)"

Примечания

Литература

  • Обнорский Н. П. ,. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Юпитер // Мифологический словарь / Гл. ред. Е. М. Мелетинский . - М.:Советская энциклопедия , 1990. - 672 с.
  • Юпитер // Словарь античности. Мск., 1989 г.,
  • Юпитер // Мифы народов мира . Энциклопедия./ Гл. ред. С. А. Токарев . Том 2. М., 1988.

Отрывок, характеризующий Юпитер (мифология)

– Не угодно ли вашей светлости пожаловать в комнаты, – недовольным голосом сказал дежурный генерал, – необходимо рассмотреть планы и подписать некоторые бумаги. – Вышедший из двери адъютант доложил, что в квартире все было готово. Но Кутузову, видимо, хотелось войти в комнаты уже свободным. Он поморщился…
– Нет, вели подать, голубчик, сюда столик, я тут посмотрю, – сказал он. – Ты не уходи, – прибавил он, обращаясь к князю Андрею. Князь Андрей остался на крыльце, слушая дежурного генерала.
Во время доклада за входной дверью князь Андрей слышал женское шептанье и хрустение женского шелкового платья. Несколько раз, взглянув по тому направлению, он замечал за дверью, в розовом платье и лиловом шелковом платке на голове, полную, румяную и красивую женщину с блюдом, которая, очевидно, ожидала входа влавввквмандующего. Адъютант Кутузова шепотом объяснил князю Андрею, что это была хозяйка дома, попадья, которая намеревалась подать хлеб соль его светлости. Муж ее встретил светлейшего с крестом в церкви, она дома… «Очень хорошенькая», – прибавил адъютант с улыбкой. Кутузов оглянулся на эти слова. Кутузов слушал доклад дежурного генерала (главным предметом которого была критика позиции при Цареве Займище) так же, как он слушал Денисова, так же, как он слушал семь лет тому назад прения Аустерлицкого военного совета. Он, очевидно, слушал только оттого, что у него были уши, которые, несмотря на то, что в одном из них был морской канат, не могли не слышать; но очевидно было, что ничто из того, что мог сказать ему дежурный генерал, не могло не только удивить или заинтересовать его, но что он знал вперед все, что ему скажут, и слушал все это только потому, что надо прослушать, как надо прослушать поющийся молебен. Все, что говорил Денисов, было дельно и умно. То, что говорил дежурный генерал, было еще дельнее и умнее, но очевидно было, что Кутузов презирал и знание и ум и знал что то другое, что должно было решить дело, – что то другое, независимое от ума и знания. Князь Андрей внимательно следил за выражением лица главнокомандующего, и единственное выражение, которое он мог заметить в нем, было выражение скуки, любопытства к тому, что такое означал женский шепот за дверью, и желание соблюсти приличие. Очевидно было, что Кутузов презирал ум, и знание, и даже патриотическое чувство, которое выказывал Денисов, но презирал не умом, не чувством, не знанием (потому что он и не старался выказывать их), а он презирал их чем то другим. Он презирал их своей старостью, своею опытностью жизни. Одно распоряжение, которое от себя в этот доклад сделал Кутузов, откосилось до мародерства русских войск. Дежурный редерал в конце доклада представил светлейшему к подписи бумагу о взысканий с армейских начальников по прошению помещика за скошенный зеленый овес.
Кутузов зачмокал губами и закачал головой, выслушав это дело.
– В печку… в огонь! И раз навсегда тебе говорю, голубчик, – сказал он, – все эти дела в огонь. Пуская косят хлеба и жгут дрова на здоровье. Я этого не приказываю и не позволяю, но и взыскивать не могу. Без этого нельзя. Дрова рубят – щепки летят. – Он взглянул еще раз на бумагу. – О, аккуратность немецкая! – проговорил он, качая головой.

– Ну, теперь все, – сказал Кутузов, подписывая последнюю бумагу, и, тяжело поднявшись и расправляя складки своей белой пухлой шеи, с повеселевшим лицом направился к двери.
Попадья, с бросившеюся кровью в лицо, схватилась за блюдо, которое, несмотря на то, что она так долго приготовлялась, она все таки не успела подать вовремя. И с низким поклоном она поднесла его Кутузову.
Глаза Кутузова прищурились; он улыбнулся, взял рукой ее за подбородок и сказал:
– И красавица какая! Спасибо, голубушка!
Он достал из кармана шаровар несколько золотых и положил ей на блюдо.
– Ну что, как живешь? – сказал Кутузов, направляясь к отведенной для него комнате. Попадья, улыбаясь ямочками на румяном лице, прошла за ним в горницу. Адъютант вышел к князю Андрею на крыльцо и приглашал его завтракать; через полчаса князя Андрея позвали опять к Кутузову. Кутузов лежал на кресле в том же расстегнутом сюртуке. Он держал в руке французскую книгу и при входе князя Андрея, заложив ее ножом, свернул. Это был «Les chevaliers du Cygne», сочинение madame de Genlis [«Рыцари Лебедя», мадам де Жанлис], как увидал князь Андрей по обертке.
– Ну садись, садись тут, поговорим, – сказал Кутузов. – Грустно, очень грустно. Но помни, дружок, что я тебе отец, другой отец… – Князь Андрей рассказал Кутузову все, что он знал о кончине своего отца, и о том, что он видел в Лысых Горах, проезжая через них.
– До чего… до чего довели! – проговорил вдруг Кутузов взволнованным голосом, очевидно, ясно представив себе, из рассказа князя Андрея, положение, в котором находилась Россия. – Дай срок, дай срок, – прибавил он с злобным выражением лица и, очевидно, не желая продолжать этого волновавшего его разговора, сказал: – Я тебя вызвал, чтоб оставить при себе.

Персонаж мифологии Древнего Рима, верховный бог неба, отец богов, покровитель грозы и дневного света.

История персонажа

Имя Юпитер («Iupiter») произошло от архаического латинского «Iovis pater», которое в свою очередь восходит к праиндоевропейскому наименованию бога-отца «Dyeus phter». К тому же теониму восходят и имена других верховных богов и богов дневного света в религиях индоевропейских народов - греческого , древнеиндийского Дьяуса и т.д.

Юпитер вобрал в себя черты ряда других италийских богов, а заодно присвоил их сферы влияния. Этому богу приписывалось множество функций и, соответственно, давались разные эпитеты. Юпитер «Гремящий» насылал дождь с громом, «Блещущий» кидал молнии, к Юпитеру «Виктору» обращались за победой в войне. Римский полководец, разгромив армию противника, шел на Капитолийский холм в храм Юпитера и там приносил богу жертву из добычи, взятой в бою.

Этот бог также считался поборником свободы, покровителем земледелия и виноградарства, хранителем границ. Юпитер гарантировал, что давшие клятву будут ей верны, покровительствовал союзу племен.

Мифология


Древние римляне все происходящее на небе расценивали как проявление воли Юпитера. Молния считалась атрибутом этого бога. Места, где молнии ударяли в землю, становились для древних римлян священными. Другими символами Юпитера были орел и скипетр.

Когда шел дождь, считалось, что это Юпитер оплодотворяет землю, и только по милости этого бога земля способна производить растения. Считалось, что Юпитер видит с неба все, что происходит внизу на земле, поэтому всякий преступник непременно будет наказан. Человека, который поклялся именем Юпитера и не сдержал клятвы, тоже ждала божественная кара. Юпитер заведовал сменой сезонов, сменой дня и ночи и всем мировым порядком.

Согласно мифам, Юпитер был верховным божеством и при себе держал совет, в который входили двенадцать богов. «Представителями» Юпитера на земле были жрецы-авгуры, через которых верховный бог вмешивался в земные дела. Узнать волю Юпитера можно было по знакам, которые тот посылал.

Семья

Юпитер - сын древнего бога земледелия Сатурна, который пожирал собственных детей, рожденных от него богиней плодородия Опой. Юпитер родился третьим и сверг отца с престола. Братья и сестры Юпитера - бог подземного царства и смерти Плутон, бог морей и потоков , богиня урожая и плодородия Церера, покровительница жертвенного огня Веста, а также богиня брака и материнства , которая стала женой Юпитера. В мифологии Древней Греции Юпитеру соответствует Зевс, а Юноне - супруга громовержца .


Дети Юпитера - бог войны , бог огня и покровитель кузнецов Вулкан, богиня охоты, животного и растительного мира , бог торговли и богатства , покровитель искусств и врачевания Феб. Считалось, что Вулкан выковал отцу молнии. Юпитер же однажды в приступе ярости сбросил сына с Олимпа, и с тех пор Вулкан охромел на обе ноги.

У Юпитера было множество любовниц. Алкмена, дочь микенского царя, родила от бога героя (в греческой версии мифа - Геракла). Сын Юпитера Меркурий родился от горной нимфы Майи, которая стала женой бога Вулкана. Титанида Латона родила Юпитеру сына Феба и дочь Диану. Среди греческих мифов есть также один о том, как Зевс (греческий аналог Юпитера), превратившись в быка, похитил Европу, дочь финикийского царя. От связи с Зевсом-Юпитером у Европы родились три сына, один из которых, стал легендарным царем Крита.

  • В римском календаре дни полнолуния, которые выпадали на середину месяца, носили название «иды» и посвящались Юпитеру. В эти дни римляне приносили Юпитеру жертвы на вершинах холмов и гор. На северной вершине Капитолийского холма в Риме в жертву Юпитеру закалывали белую овцу.
  • На Капитолии, центральном холме Древнего Рима, стоял храм Юпитера, где царь богов почитался вместе со своей супругой Юноной и богиней мудрости Минервой. Вместе эти три божества составляли Капитолийскую триаду - тройку важнейших римских богов.

  • Аналог Юпитера в мифологии древних германцев - бог грома и бури , старший сын Одина.
  • В Государственном Эрмитаже в Петербурге хранится древнеримская статуя Юпитера из мрамора и бронзированного гипса, которую датируют концом I века. Образ верховного бога римлян не раз вдохновлял художников. Изображение грозного Юпитера и коленопреклоненной богини присутствует на полотне французского художника Жана Энгра «Jupiter et Thétis» 1811 года.

  • У отдельных богов в Древнем Риме были собственные жрецы - фламины. Фламин Юпитера считался старшим среди них и избирался непременно из патрицианского рода. Выбранный фламином человек оставался в этой должности пожизненно. Фламин Юпитера должен был придерживаться массы правил и табу, которые в наше время кажутся странными. Например, спать этому жрецу можно было только на кровати, ножка которой испачкана грязью. Нельзя было ездить верхом, прикасаться к плющу, сырому мясу и живому козлу, выходить на улицу с непокрытой головой. Фламины носили специальную шапочку из коры оливкового дерева, которую больше никто не имел права надевать.

IV в н. э.

Дети Вулкан , Диана , Геркулес [d] , Бахус [d] , Прозерпина , Ювента , Марс , Беллона , Минерва , Аполлон [d] , Иарбант и Меркурий

Бог Юпитер почитался на возвышенностях, вершинах гор в виде камня. Ему посвящены дни полнолуния - иды .

Этимология

Многообразие бога Юпитера

Функции Юпитера были разнообразны, так как он совместил в себе черты нескольких местных италийских богов.

  • Юпитер Тонанс (Iuppiter Tonans ) (гремящий) посылал дождь , гром ;
  • Юпитер Фульгур (Iuppiter Fulgur ) (молнийный, блещущий) посылал молнии ;
  • В римском государственном культе Юпитер именовался «Оптимус Максимус Сотер» (Optimus Maximus Soter ) («Лучший, Величайший, Спаситель»);
  • Юпитер Виктор (Iuppiter Victor ) даровал победу;
  • Юпитер Лациарис (Iuppiter Latiaris ) был богом союза латинских племён;
  • Перед посевом приносились жертвы (обряд назывался совершением трапезы - daps ) Юпитеру Дапалису (Iuppiter Dapalis ), он покровительствовал земледелию, ему были посвящены праздники сбора винограда - виналии , он считался гарантом верности клятве;
  • Юпитер Терминус (Iuppiter Terminus ) был хранителем границ;
  • Юпитер Либертас (Iuppiter Libertas ) был защитником свободы;
  • Юпитер Феретриус (Iuppiter Feretrius ) был богом войны и победы, с ним был связан обычай триумфа , когда победоносный полководец отправлялся на Капитолий, чтобы в храме принести Юпитеру жертву из взятой на войне добычи и сложить к ногам его статуи свой лавровый венок .

Мифологические истоки

Юпитер восходит к существовавшей в мифологии индоевропейцев концепции верховного бога-громовержца Диэуса . Так, в древнегерманской мифологии Юпитеру соответствует бог Тор . У ряда индоевропейских народов имя верховного божества связано с четвергом . По-латински четверг - Jovis dies (день Юпитера, отсюда фр. jeudi , итал. giovedi , исп. jueves , кат. dijous и т. д.), по-немецки - Donnerstag, по-английски - Thursday (от имени Тора или Доннера).

Юпитер как верховное божество

Изначально жители Италии почитали Юпитера как бога небесного света. [ ] Ему посвящены сутки полной Луны (иды), когда небесные светила озаряют землю и днём и ночью. В эти дни Юпитеру приносились жертвы на вершинах гор и холмов. На римском Капитолии ему жертвовали белую овцу на северной вершине холма. Итальянцы, в частности римляне, верили, что все, что происходит на небе, происходит по воле Юпитера. Особое внимание они обращали на молнии и дожди. Молнии расценивались как знаки этого бога, поэтому места их попадания в землю становились священными. Дождями Юпитер оплодотворял землю, благодаря чему она производила растения. Особенно почитали Юпитера виноградари; 19 августа устраивались праздники по случаю начала сбора винограда, а 11 октября отмечали окончание этих работ. Когда римляне перешли от десятидневной недели к семидневной, Юпитеру посвящался четверг. От этого бога зависели порядок в мире, смена времен года, месяцев, ночи и дня. С неба Юпитер все видел и ни одно преступление не могло остаться безнаказанным. Клятва именем Юпитера не могла быть нарушена под страхом божественной кары.

Юпитер – бог неба в Древнем Риме. Еще он был покровителем дневного света и грозы. Римляне считали его отцом других богов. В принципе он соответствовал греческому богу Зевсу, но выделялся он чрезмерной строгостью. Люди верили, что Юпитер больше всего защищает Рим, поэтому его главный храм находился именно на Капитолийском холме. Другие города также воздвигали у себя храмы этого божества.

Что известно о боге Древнего Рима Юпитере?

Отцом этого бога считается Сатурн, а матерью – Опс. Юпитер был главой над другими богами, которые были для него советниками. Решения главного покровителя на землю передавали августы. Не боялись нарушать волю Юпитера только богини судьбы парки. Греки считали его покровителем императоров, поэтому все важные государственные события проходили в капиталистическом храме. Внешность Юпитера описывали по-разному. Изображали его бородатым стариком, похожим на Зевса и молодым парнем с кудрявыми волосами. Неизменно было то, что восседал он на троне, который находился на парусе. Одет он в ниспадавшие складки материи. В одной руке он держит огненные стрелы или скипетр, а в другой находится статуя Ники. Рядом с троном сидит орел, который указывает на власть бога.

Римский бог Юпитер соединял в себе несколько функций. К примеру, считали его покровителем земледелия и виноградарства. Охранял он свободу и границы, а еще называли его богом войны и победы. Поскольку он считался небесным божеством, ему ежемесячно посвящали дни полнолуния. В это время римляне обязательно приносили в жертву овцу белого цвета. Как уже было сказано, Юпитер является повелителем грозы и бури. Именно раскатами грома бог выражал собственную волю. Мог это также осуществлять и орел – птица посвященная Юпитеру. Место, в которое попадала, пущенная им , становилось священным. Просили римляне у него дождя для оплодотворения земли и для хорошего урожая. Чтобы поблагодарить бога, люди устраивали несколько массовых праздников: перед посевом, после жатвы и во время сбора урожая. Самым главным торжеством в честь бога войны Юпитера считался триумф. В это время в Рим въезжал полководец-победитель. Такие праздники могли длиться в течение нескольких дней. Чтобы сам бог не позавидовал полководцу, солдаты пели про него разные смешные песни, тем самым указывая на его место. Победители непременно приносили щедрые дары в храм владыки.

Греческий бог Юпитер был всевидящим и никто не мог от него ничего скрыть. Его ассоциировали с верностью клятвы. Отсюда появилось выражение «Клянусь Юпитером». Такую клятву давали только при важных делах, а нарушивших ее ожидала смертельная кара. Связано с этим богом также такое понятие, как ауспиции – гадание по полету птиц. Римляне верили, что Юпитер может видеть будущее и давать различные предзнаменования. Перед каждым важным делом проводили такие гадания, а толкования считали законом. К примеру, если птица появлялась с левой стороны – это хороший знак, что дело будет удачным. Кстати, чем больше птиц, тем удачливее сложатся события. Самым лучшим знаком считался появившийся орел.

В честь древнеримского бога Юпитера два раза в год устраивали капитолийские игры. На них римляне соревновались в разных . Считали этого бога покровителем влюбленных. Ни одна свадьба не проходила без клятв верности этому богу. Во время проведения праздников урожая, римляне славили бога и благодарили его за урожай. Кроме этого, они дарили друг другу подарки и приглашали за стол бедных и рабов, а это символизировало, что перед Юпитером все равны. Что касается личной жизни, то женой этого бога была Гера, но это совершенно не мешало ему заводить интрижки с другими богинями и с обычными смертницами.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Красивоцветущие. Плодово-ягодные. Декоративно-лиственные