Красивоцветущие. Плодово-ягодные. Декоративно-лиственные

Познакомить учащихся со способами сжатия текста на этапе подготовки к написанию сжатого изложения.

Предметные цели: освоение и совершенствование знаний о тексте, его структуре, проблематике, особенностях, овладение анализом текста.

Метапредметные: овладение разными видами речевой деятельности основами культуры устной и письменной речи. Формирование навыков исследовательской деятельности; развитие умения кратко излагать мысли, давать аргументированную оценку разным явлениям социальной жизни, вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обучение написанию сжатого изложения
по тексту В. Ю. Драгунского «Друг детства»

Цели урока: познакомить учащихся со способами сжатия текста на этапе подготовки к написанию сжатого изложения.

Предметные цели: освоение и совершенствование знаний о тексте, его структуре, проблематике, особенностях, овладение анализом текста.

Метапредметные: овладение разными видами речевой деятельности основами культуры устной и письменной речи. Формирование навыков исследовательской деятельности; развитие умения кратко излагать мысли, давать аргументированную оценку разным явлениям социальной жизни, вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Личностные цели: обогащение духовного мира личности, воспитание нравственности, формирование личностной позиции.

Задачи урока:

Обучить приёмам сжатия текста;

Научить применять приёмы сжатия текста на практике;

Способствовать развитию умения самостоятельно оценивать свою работу.

Оборудование : презентация, рабочие тетради.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент (1 минута)

Вступительное слово учителя.

Ребята, здравствуйте. С каким настроением вы встречаете наш урок? Поднимите солнышко или тучку.

2. Целеполагание (3 минуты)

Речевая разминка по рядам. (стихи А.Барто из цикла «Игрушки» - на слайдах)

Прочитаем с восхищением:

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей хвостик гладко,

Гребешком разглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

Давайте прочитаем жалобно:

Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик.

Тише, Танечка, не плачь:

Не утонет в речке мяч.

А сейчас нам надо выразить вопрос:

Зайку бросила хозяйка -

Под дождём остался зайка.

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок.

О чём эти стихи? (об игрушках)

Вы удивлены? Я не случайно пришла на урок с игрушкой. Она мне дорога, она стала моим талисманом. Это олимпийский медвежонок. А какая игрушка для вас самая дорогая и почему? (Варианты ребят)

Конечно же, я не просто так спросила вас об игрушках, ведь сегодня речь на уроке пойдет именно об истории, а точнее судьбе одной такой игрушки.

Тема нашего урока « Обучение написанию сжатого изложения по тексту В. Ю. Драгунского «Друг детства».

Исходя из темы, сформулируйте цель нашего урока .

Научиться писать сжатое изложение.

Для осуществления цели мы должны решить следующие задачи:

Повторить способы сжатия текста;

Совершенствовать работу по формированию навыков анализа текста, разграничивая главное и второстепенное;

Создать итоговый сжатый текст, используя полученные на уроке знания.

Сегодня мы будем работать с дидактическим материалом к уроку, который лежит у вас на парте.

3. Создание проблемной ситуации (3 минуты)

Терминологический диктант.

Что это за вид работы?

1. Раздел науки о языке, который изучает словосочетание, предложение, текст.

(синтаксис)

2. Это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически. (текст)

3. Это сжатый пересказ основного содержания текста с выделением в тексте микротем (абзацев) и с использованием приёмов компрессии текста (сжатое изложение)

4. Это приём сжатия текста, который заключается в замене однородных членов предложения обобщающим словом, синонимом. (обобщение).

5. Это приём сжатия текста, который заключается в замене сложного предложения простым, замене прямой речи косвенной. (упрощение).

6. Это приём сжатия текста, который заключается в исключении предложения или части предложения, содержащих неважную информацию, исключение повторов, уточняющих слов. (исключение).

Итак, проверим диктант. Какие же три способа сжатия текста существуют в русском языке? (Исключение, обобщение, упрощение)

Давайте обобщим весь опыт о способах сжатия текста, полученный нами ранее.

Создайте текст на основе предложенной модели, воспользовавшись словами для справок:

Существует _____ способа сжатия текста: _________________, _________________, _________________. Текст можно сократить за счёт того, что мы ____________________ детали, подробности, __________________ отдельные факты, действия, ___________________ сложные предложения простыми, однородные члены общим словом, прямую речь косвенной, пользуясь приёмом упрощения.

Слова для справок: обобщать, исключение, исключать, заменять, обобщение, упрощение, три.

Озвучьте полученный вариант вашего текста.

4. Работа по теме урока.

А теперь обратимся к рассказу «Друг детства», который написал Виктор Драгунский.

При чтении рассказа нам встретятся незнакомые слова

СЛОВАРНАЯ РАБОТА (слайд)

Груша - спортивный снаряд

Астроном – учёный, изучающий космос Приспичило – захотелось

Прослушайте текст и определите его тему (о чем этот текст?) и идею (с какой целью автор создавал данный рассказ, чему учит нас данный рассказ?)

1. Чтение текста учителем.

Итак, какова тема данного текста?

Темой: текста является решение мальчика заняться боксом и выбор использования плюшевого медведя вместо груши.

Почему Дениска заплакал? (От жалости и любви к своему другу, чувств, которые вновь его захлестнули)

Определите стиль данного текста. (художественный)

Тип речи. (повествование)

2. Работа с текстом.

Давайте выделим микротемы в тексте. Сколько их? (5)

Давайте озаглавим их либо своими словами либо словами из текста.

3. Составление плана

– Составим план текста.
– Как составляется план текста? (Читается текст по абзацам и формулируется основная мысль)
– Прочтём первый абзац. О чём идёт речь? Выделим ключевые слова, озаглавим данную часть текста.
(На доске и в тетради записываются план и ключевые слова)
– Прочтём второй абзац. О чём идёт речь? Выделим ключевые слова, озаглавим данную часть текста.
– Познакомимся с третьим абзацем, озаглавим его, выделим ключевые слова
– Прочтите четвёртый абзац, придумайте название, выпишите ключевые слова
– Прочтём пятый абзац, выделим ключевые слова, озаглавим данную часть текста.

План

1. Я решил заняться боксом.

2. Плюшевый мишка, чем не груша?

3. Я обрадовался

4. Такой нелепый, но родной мишка.

5. Мой самый лучший друг.

4. Выделение главного

– Подчеркните слова, без которых нельзя понять смысл текста, т. е. ключевые слова.
(Каждый ученик подчёркивает в своём тексте только самое главное)
– Подумайте, как можно передать слова мамы?

Друг детства

Когда мне было лет шесть, наверное, или шесть с половиной, я совершенно не знал, кем же я в конце концов буду на этом свете. То у меня разгорался аппетит выучиться на такого художника, который рисует на уличном асфальте белые полоски для мчащихся машин. А то мне казалось, что неплохо бы стать отважным путешественником и переплыть все океаны на челноке, питаясь одной только сырой рыбой. А на другой день мне уже приспичило стать боксёром, потому что я увидел в телевизоре розыгрыш первенства Европы по боксу. Как они молотили друг друга - просто ужас какой-то! А потом показали их тренировку, и тут они колотили уже тяжёлую кожаную «грушу» - такой продолговатый тяжёлый мяч; по нему надо бить изо всех сил, лупить что есть мочи, чтобы развивать в себе силу удара. И я тоже решил стать самым сильным человеком во дворе. Я решил заняться боксом .
- Мама достала со дна корзинки здоровущего плюшевого мишку . И бросила его мне на диван . И предложила использовать его в качестве боксёрской груши.
– Погляди, какой тугой. Живот толстый. Ишь как выкатил! Чем не груша?
-
Я обрадовался. Устроил мишку на диване , чтобы мне удобней было об него тренироваться и развивать в себе силу удара.
-
Он сидел передо мной такой шоколадный, но облезлый . У него были разные глаза. Один его собственный – жёлтый, стеклянный, а другой большой белый – из пуговицы от наволочки. Мишка довольно весело смотрел на меня своими разными глазами. Он расставил ноги и выпятил живот, а обе руки поднял, будто шутил, что он уже заранее сдаётся…
- Вот он сидит на диване , мой бывший самый лучший друг , настоящий друг детства. Сидит, смеётся разными глазами, а я хочу тренировать об него силу удара…

–Что с тобой? - спросила мама, приоткрыв дверь.

А я не знал, что со мной, я задрал голову к потолку, чтобы не видно было слёз, и сказал:

Я раздумал быть боксёром.

5. Отработка приёмов сжатия текста.

Какой приём компрессии мы применим к 1 абзацу? Что нам надо исключить? (подробности, кем герой хотел стать и почему). (Исключение)

6. Совместная работа над 1 абзацем.

Когда мне было лет шесть, я решил заняться боксом.

7. Самостоятельная работа.

О чём идёт речь во 2 абзаце? Что здесь главное? (мама достала плюшевого мишку и предложила использовать его в качестве боксёрской груши). (Исключение)

О чём идёт речь во 3 абзаце? Что здесь главное? (мальчик обрадовался идее). Исключать и обобщать.

О чём идёт речь во 4 абзаце? Что здесь главное? (Мишка смешной) (Исключение)

О чём идёт речь во 5 абзаце? Что здесь главное? (Дениска понял, что он не сможет ударить друга, пусть даже игрушечного) (Исключение и упрощение. Будем заменять прямую речь мамы и героя косвенной)

8. Проверка.

Друг детства

Когда мне было лет шесть , я решил заняться боксом.
Мама достала плюшевого мишку и предложила использовать его в качестве боксёрской груши.
Я устроил мишку на диване, чтобы удобней было об него тренироваться.
Он сидел передо мной такой шоколадный, но облезлый. Мишка весело смотрел на меня. Он расставил ноги, выпятил живот, а руки поднял, будто заранее сдавался…
Вот сидит на диване мой бывший самый лучший друг, а я хочу тренировать об него силу удара. Мама спросила, в чём дело. Я ответил ей, что никогда не буду боксёром.

4. Итог урока.

Итак, о чём мы говорили сегодня на уроке?

Какие способы сжатия текста мы знаем? Какие применяли сегодня на уроке?

Какой из них показался вам наиболее доступным?

В чём испытали затруднение?

5. Рефлексия.

По очереди высказываются одним предложением, выбирая начало фразы (слайд)

  1. Сегодня я узнал….
  2. Было интересно….
  3. Было трудно…
  4. Я понял, что…
  5. Теперь я могу….
  6. Я научился…
  7. У меня получилось…
  8. Я смог…
  9. Меня удивило…
  10. Урок дал мне знания о….
  11. Мне захотелось…
  12. Я приобрёл…
  13. Теперь я знаю 3 способа сжатия текста….
  14. Я испытал трудности в…
  15. Я хочу, чтобы такие уроки….

6. Домашнее задание.

Написать сочинение 10 – 15 предложений на тему «Кто такой настоящий друг?»

Стихи А. Барто 3 ряд: прочитаем с интонацией вопроса Зайку бросила хозяйка - Под дождём остался зайка. Со скамейки слезть не мог, Весь до ниточки промок.

Цель урока: Научиться писать сжатое изложение. Задачи урока: - повторить способы сжатия текста; - применять их на практике; - учиться выделять главную и второстепенную информацию в тексте; - создать итоговый сжатый текст, используя полученные на уроке знания.

Терминологический диктант 1. Синтаксис 2. Текст 3. Сжатое изложение 4. Обобщение 5. Упрощение 6. Исключение

Создайте текст на основе предложенной модели, воспользовавшись словами для справок Существует _____ способа сжатия текста: _________________, _________________, _________________. Текст можно сократить за счёт того, что мы ____________________ детали, подробности, __________________ отдельные факты, действия, ___________________ сложные предложения простыми, однородные члены общим словом, прямую речь косвенной, пользуясь приёмом упрощения. Слова для справок: обобщать, исключение, исключать, заменять, обобщение, упрощение, три.

Создайте текст на основе предложенной модели, воспользовавшись словами для справок Существует три способа сжатия текста: обобщение, упрощение, исключение. Текст можно сократить за счёт того, что мы исключаем детали, подробности, обобщаем отдельные факты, действия, заменяем сложные предложения простыми, однородные члены общим словом, прямую речь косвенной, пользуясь приёмом упрощения.

Работа с текстом «Друг детства» Словарная работа Челнок – маленькая узкая лодка Приспичило – захотелось Груша - спортивный снаряд

План 1. Я решил заняться боксом. 2. Плюшевый мишка, чем не груша? 3. Я обрадовался. 4. Такой нелепый, но родной мишка. 5. Мой самый лучший друг.

Работа с 1 микротемой Друг детства Когда мне было лет шесть, наверное, или шесть с половиной, я совершенно не знал, кем же я в конце концов буду на этом свете. То у меня разгорался аппетит выучиться на такого художника, который рисует на уличном асфальте белые полоски для мчащихся машин. А то мне казалось, что неплохо бы стать отважным путешественником и переплыть все океаны на челноке, питаясь одной только сырой рыбой. А на другой день мне уже приспичило стать боксёром, потому что я увидел в телевизоре розыгрыш первенства Европы по боксу. Как они молотили друг друга - просто ужас какой-то! А потом показали их тренировку, и тут они колотили уже тяжёлую кожаную «грушу» - такой продолговатый тяжёлый мяч; по нему надо бить изо всех сил, лупить что есть мочи, чтобы развивать в себе силу удара. И я тоже решил стать самым сильным человеком во дворе. Я решил заняться боксом.

Работа с 1 микротемой Сжатый текст Когда мне было лет шесть, я решил заняться боксом.

Сжатый текст Друг детства Когда мне было лет шесть, я решил заняться боксом. Мама достала плюшевого мишку и предложила использовать его в качестве боксёрской груши. Я устроил мишку на диване, чтобы удобней было об него тренироваться. Он сидел передо мной такой шоколадный, но облезлый. Мишка весело смотрел на меня. Он расставил ноги, выпятил живот, а руки поднял, будто заранее сдавался… Вот сидит на диване мой бывший самый лучший друг, а я хочу тренировать об него силу удара. Мама спросила, в чём дело. Я ответил ей, что никогда не буду боксёром.

Итог урока Сегодня я узнал…. Было интересно…. Было трудно… Я понял, что… Теперь я могу…. Я научился… У меня получилось… Я смог… Меня удивило… Урок дал мне знания о…. Мне захотелось… Я приобрёл… Теперь я знаю 3 способа сжатия текста…. Я испытал трудности в… Я хочу, чтобы такие уроки….

Домашнее задание Написать сочинение 10 – 15 предложений на тему «Кто такой настоящий друг?»

Главный герой из сборника «Денискины рассказы» — мальчик Денис. В рассказе мальчик вспоминает тот период своего раннего детства, когда он, будучи без пяти минут школьником, пытался определиться со своей будущей профессией. Он хотел быть то астрономом, то капитаном, то художником. В какой- то момент Денис решил стать боксером, а боксеру обязательно нужна для тренировок специальная груша.

На просьбу купить ему боксерскую грушу папа Дениски, в первую очередь, поинтересовался, сколько она стоит. Узнав цену, папа предложил обойтись будущему боксеру без груши. Но положение спасла мама, которая нашла в старых игрушках огромного плюшевого мишку с глазами из разных пуговиц и предложила использовать его в качестве боксерской груши.

Сначала Денис обрадовался маминому предложению, но затем он вспомнил, каким хорошим другом был для него этот плюшевый мишка. Он вспомнил много хороших моментов своего детства, связанных с этим медвежонком. И в какой-то момент Дениска понял, что медвежонок – его настоящий друг, а друзей нельзя использовать в качестве предмета для битья. И настолько важна была для героя рассказа эта детская дружба с игрушечным медвежонком, что он ради нее решил отказаться от мечты стать боксером.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа «Друг детства» состоит в том, что дружба – это самое ценное, что есть у человека. И важнее дружбы ничего быть не может. Мне понравился главный герой рассказа, Дениска, своей верностью старой дружбе, пусть и с плюшевым медвежонком. Из Дениски, который так относится к своим друзьям, обязательно должен вырасти добрый и порядочный человек.

Какие пословицы подходят к рассказу «Друг детства»?

С хорошим другом и мир добрее.
Верность – основа дружбы.
Старый друг лучше двух новых.
Хороший друг — настоящее богатство.

В шесть с половиной года Дениска решил определиться с профессией. Желания были разными. То хотел быть астрономом, то капитаном дальнего плавания, чтобы купить обезьянку, то машинистом метро... А однажды, увидев по телевизору боксерский поединок, мальчик решил стать боксером. Хотел стать самым сильным человеком во дворе. Но на просьбу купить ему боксерскую грушу отец ответил лишь смехом. Тогда мама придумала план. Она достала из старых игрушек плюшевого медведя и посоветовала бить его живот, как грушу. Мальчик принялся за дело, но нахлынули воспоминанья о том, как они дружили с Мишкой, ели вместе кашу, спали, как нравились его уши. Это был настоящий друг детства. Тогда Дениска решил, что никогда не будет причинять боль другим. Профессия боксера уже не подходила.

Вывод (мое мнение)

Главный урок рассказа – ценить дружбу. Друзей важно не забывать, относиться к ним по-доброму, не причинять боль. Такой друг ценнее золота. Когда думаешь не только о себе, появится много товарищей.

Цели: повторить алгоритм написания сжатого изложения; продолжить работу по формированию навыков анализа текста, выделения в тексте главной и второстепенной информации – подготовить учащихся к написанию сжатого изложения.

Тип урока: комбинированный (повторение теории, обучение работе по сжатию текста, словарная работа, написание сжатого изложения).

Оборудование: дидактический материал (текст изложения – 1 экземпляр для каждого учащегося)

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

Приветствие, готовность класса к уроку.

II. Мобилизующее начало

Сообщение темы урока, место урока в структуре изучаемой темы, цели, план урока.

III. Повторение теории

– Что значит пересказать текст подробно, сжато?
– Слово сжато от глагола сжать (сократить, уменьшить в объеме).
– За счёт чего можно сжать текст?
– Сжать можно за счет того, что мы исключим из текста детали (подробности), обобщим отдельные факты, действия, заменим сложные предложения простыми.

IV. Объяснение нового материала

1) Чтение текста «Друг детства» (текст из книги: Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Сборник текстов для изложений с лингвистическим анализом. – М., 1991. – с.61).

(У каждого ученика есть свой экземпляр текста, по которому он работает на уроке)

Друг детства

Я решил заняться боксом.
Мама достала со дна корзинки здоровущего плюшевого мишку. И бросила его мне на диван.

Я обрадовался. Устроил мишку на диване, чтобы мне удобней было об него тренироваться и развивать в себе силу удара.
Он сидел передо мной такой шоколадный, но облезлый. У него были разные глаза. Один его собственный – жёлтый, стеклянный, а другой большой белый – из пуговицы от наволочки. Мишка довольно весело смотрел на меня своими разными глазами. Он расставил ноги и выпятил живот, а обе руки поднял, будто шутил, что он уже заранее сдаётся…
Вот он сидит на диване, мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства. Сидит, смеётся разными глазами, а я хочу тренировать об него силу удара…

(127 слов)
(по В.Драгунскому)

2) Работа с текстом

– Какова тема данного текста?
– Какова идея текста, с какой целью автор создавал данный рассказ?
– Почему автор назвал рассказ «Друг детства»?
– Определите стиль данного текста.
– Какие художественные средства автор использует в тексте?
– Определите тип текста

3) Составление плана

– С какой целью составляется план текста?
– Как составляется план текста? (Читается текст по абзацам и формулируется основная мысль)
– Прочтём первый абзац. О чём идёт речь? Выделим ключевые слова, озаглавим данную часть текста.
(На доске и в тетради записываются план и ключевые слова)
– Прочтём второй абзац. О чём идёт речь? Выделим ключевые слова, озаглавим данную часть текста.
– Познакомимся с третьим абзацем, озаглавим его, выделим ключевые слова
– Прочтите четвёртый абзац, придумайте название, выпишите ключевые слова
– Прочтём пятый абзац, выделим ключевые слова, озаглавим данную часть текста.

План

  1. Я решил заняться боксом.
  2. Плюшевый мишка, чем не груша?
  3. Я обрадовался
  4. Такой нелепый, но родной мишка.
  5. Мой самый лучший друг.

4) Выделение главного

– Подчеркните слова, без которых нельзя понять смысл текста
(Каждый ученик подчёркивает в своём тексте только самое главное)
– Подумайте, как можно передать слова мамы с помощью сказуемых и дополнений

Друг детства

Я решил заняться боксом .
Мама достала со дна корзинки здоровущего плюшевого мишку . И бросила его мне на диван. (и предложила использовать его в качестве боксёрской груши)
– Погляди, какой тугой. Живот толстый. Ишь как выкатил! Чем не груша?
Я обрадовался. Устроил мишку на диване , чтобы мне удобней было об него тренироваться и развивать в себе силу удара.
Он сидел передо мной такой шоколадный, но облезлый . У него были разные глаза. Один его собственный – жёлтый, стеклянный, а другой большой белый – из пуговицы от наволочки. Мишка довольно весело смотрел на меня своими разными глазами. Он расставил ноги и выпятил живот, а обе руки поднял, будто шутил, что он уже заранее сдаётся…
Вот он сидит на диване (,) мой бывший самый лучший друг , настоящий друг детства. Сидит, смеётся разными глазами, а я хочу тренировать об него силу удара…

(127 слов)

5) Словарная, орфографическая, пунктуационная работа

Словарная работа

Бокс, боксёрская груша, выпятил, тренировать силу удара

Орфографическая работа

-Тся , -ться в глаголах (заняться, тренироваться, сдаётся )
Падежные окончания существительных (груши, на диване )
Окончания прилагательных (плюшевого, боксёрской ,)
Проверяемые гласные в корне слова (боксёрской , смотрел, выпятил, сдаётся, сидит )
Чередующиеся гласные в корне слова (предложила )
Приставки на , (расставил )

Пунктуационная работа

Знаки препинания при однородных членах предложения (Он сидел передо мной такой шоколадный, но облезлый.Он расставил ноги, выпятил живот, а руки поднял, будто заранее сдавался…)
Знаки препинания в сложном предложении устроил мишку на диване, чтобы удобней было об него тренироваться. Вот сидит на диване мой бывший самый лучший друг, а я хочу тренировать об него силу удара…)

6) Устный пересказ текста по плану

7) Письмо сжатого изложения

Друг детства

Я решил заняться боксом.
Мама достала плюшевого мишку и предложила использовать его в качестве боксёрской груши.
Я устроил мишку на диване, чтобы удобней было об него тренироваться.
Он сидел передо мной такой шоколадный, но облезлый. Мишка весело смотрел на меня. Он расставил ноги, выпятил живот, а руки поднял, будто заранее сдавался…
Вот сидит на диване мой бывший самый лучший друг, а я хочу тренировать об него силу удара…

(68 слов, всего 127 слов)

V. Подведение итогов, домашнее задание



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Красивоцветущие. Плодово-ягодные. Декоративно-лиственные